1.Настоящий школьный стандарт разработан на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322.
2. Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Витебска имени Г.И.Богомазова» (далее – учреждение образования, школа) обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, другой деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.
Локальные правовые акты Учреждения образования не противоречат актам законодательства.
4. Учреждение образования:
4.1. реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, программу дополнительного образования детей и молодёжи;
4.2. имеет права:
осуществлять приносящую доход деятельность;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о кадровом составе педагогических работников (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), уровень образования, квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также с согласия указанных лиц иные сведения о них);
проверять подлинность документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
быть членом ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
5. Учреждение образования обеспечивает:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);
моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
участие в формировании контрольных цифр приема;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами Учреждения образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также, по их запросу – с учебно-программной документацией;
разработка с участием органа самоуправления, в который входят законные представители несовершеннолетних учащихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних учащихся информации об осуществлении образовательного процесса и его содержании, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
6. В Учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или другая противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
7. Не допускается использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся.
8. При реализации экспериментального и инновационного проекта должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
9. В учреждении образования должны быть созданы условия для реализации образовательного процесса:
учебно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническая база.
10. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждениях образования предусматривают:
укомплектованность педагогическими, и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
наличие должностных инструкций педагогических, руководящих и иных работников;
обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
проведение аттестации педагогических работников.
11. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:
11.1. освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;
11.2. создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;
11.3. эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;
11.4. внедрение электронных сервисов, используемых:
педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в учебной, исследовательской и проектной деятельности;
законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса.
12. В учреждении образования имеются:
помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;
помещения для занятий физической культурой и спортом; помещение медицинского назначения;
помещения для организации питания учащихся, педагогических и иных работников Учреждения, оборудованные в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации образовательных учреждений образования;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
13. В учреждениях образования должны соблюдаться требования законодательных актов по:
санитарно-гигиеническому обеспечению;
пожарной безопасности;
транспортному обеспечению учащихся;
организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения Учреждения;
организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.
14. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения образования.
15. Педагогические работники Учреждения образования в соответствии с актами законодательства имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;
участие в управлении учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы.
16. Педагогические работники обязаны:
Участвовать в реализации государственной политики в сфере образования;
организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения обучающихся, их законных представителей, коллег;
добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно совершенствовать свой профессионализм;
формировать у учащихся духовно-моральные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
быть честными, искренними, справедливыми и открытыми в общении; проявлять доброжелательность, вежливость и такт, не допускать конфликтов во взаимоотношениях;
в рамках законодательства сохранять в тайне лично доверенную информацию; способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе;
соблюдать этические принципы и нормы в медиа пространстве; соответствовать статусу педагогического работника по внешнему виду, поведению, культуре общения.
17. Педагогические работники учреждения образования не имеют права оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям и темам, включая помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
18. Педагогическим работникам учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях, а также побуждать обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.
19. Учащиеся учреждения образования имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;
получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утверждаемым постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 149;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, неуважения.
охрану жизни и здоровья во время образовательного и воспитательного процессов;
использования учебников, учебных пособий в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебной и физкультурно-спортивной базой учреждения образования;
участие в управлении учреждение образования;
отдых на переменах, оздоровление во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку результатов учебной деятельности;
сохранение места в учреждении образования в случае в случаях направления для обучения и лечения в санаторной школе интернате;
изучение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
выбор факультативных занятий в рамках, установленных учебным планом учреждения образования в соответствии с количеством часов факультативных занятий и с учетом максимально-допустимого объема учебной нагрузки на одного учащегося на неделю, установленного специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями содержания и эксплуатации учреждения образования;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
получение питания в порядке, определенном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и иных образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
защиту от любых противоправных действий.
20. Учащиеся учреждения образования обязаны:
проявлять вежливость и доброжелательность в общении с преподавателями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
активно участвовать в общественной жизни учреждения образования;
добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самообразованию и развитию своих способностей;
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания;
уважительно относиться к членам своей семьи, преподавателям, обучающимся и другим участникам образовательного процесса;
придерживаться делового стиля одежды. Это строгий, сдержанный стиль одежды, который может включать общие (одинаковые) элементы школьной одежды с размещением одного из элементов эмблемы учреждения общего среднего образования (куртка, жилет, сарафан, платье). Для мальчиков (юношей) деловой стиль одежды может включать куртку, жилет, брюки, рубашку с короткими и длинными рукавами, водолазку, галстук. Для девочек (девушек) — куртку, жилет, юбку, брюки, блузку с короткими и длинными рукавами, водолазку, сарафан, платье. В зимнее время деловой стиль одежды может включать трикотажный свитер;
выполнять требования учителей и родителей по использованию средств связи и видеозаписи, интернет-общения, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве.
С 1 сентября 2025 года вводятся ограничения на использование учащимися мобильных телефонов не только во время занятий, но и на весь период их пребывания в учреждении образования. Соответствующие требования предусмотрены Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (постановление Министерства образования от 03.08.2022 № 227 в редакции от 30.07.2025 № 136).
В учреждении образования определены:
места хранения мобильных телефонов учащихся;
установлен порядок сдачи учащимися мобильных телефонов до начала занятий и порядок выдачи мобильных телефонов после окончания занятий;
определены ответственные за реализацию установленного порядка сдачи (выдачи) мобильных телефонов.
Ограничения по использованию мобильных телефонов не распространяются на учащихся, имеющих соответствующие медицинские показания для жизнеобеспечения;
поддерживать порядок на своем рабочем месте;
заботится о своем здоровье и здоровье других участников образовательного процесса, уважительно относиться к их национальным и религиозным принадлежностям;
бережно относится к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории.
21. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования имеют право:
знакомиться со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на образовательную деятельность, свидетельствами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, а также с учебно-программной документацией;
получать информацию о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности, обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в состав которого входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся.
22. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования обязаны:
обеспечивать условия для обучения и развития учащихся;
создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать соблюдение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка учащихся;
не допускать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с педагогами и другими родителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность;
поддерживать конструктивные и доверительные отношения с участниками образовательного процесса, взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей;
способствовать созданию позитивных отношений в ученическом коллективе и родительской общественности;
соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
подавать положительный пример своему ребенку своим внешним видом, поведением, культурой общения.
23. Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении учащихся Учреждения определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.