Телефон горячей линии
По вопросам организации питания в школах
ежедневно (кроме субботы и воскресенья) c 15.00 до 17.00 работают:
телефон «горячей» линии отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета 23-51-10
телефон «горячей» линии 37-17-90, отдела по образованию Октябрьского районного исполнительного комитета;
- Перечень технологических карт блюд и изделий
скачать / посмотреть - Информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)
скачать / посмотреть
Меню
Примерный двухнедельный рацион питания для учащихся учреждений общего среднего образования г. Витебска
1 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Завтрак
Овощи порционно
Сосиски отварные
Каша рисовая вязкая
Какао с молоком
Хлеб пшеничный
Пирожок печеный с яблочным фаршем
Обед
Салат «Розовый» с маслом растительным (6-10 лет); С майонезом (11-18лет)
Суп из овощей
Биточек «Школьник»
Макароны отварные
Кисель из яблок
Хлеб пшеничный, Хлеб ржаной
Вторник
Завтрак
Сыр (порциями)
Пельмени отварные (свинина, говядина) со сметаной (6-10 лет); с маслом сливочным (11-18 лет)
Чай с лимоном
Хлеб пшеничный
Фрукты свежие
Обед
Салат «Витаминный» со сметаной
Борщ с картофелем, со сметаной, со свининой отварной
Рыба, запеченная в сметане с морковью
Пюре картофельное
Сок
Хлеб пшеничный, Хлеб ржаной
Полдник
Ватрушка с повидлом
Компот из свежих плодов
Среда
Завтрак
Запеканка из творога с соусом шоколадным
Чай «Витаминный»
Фрукты свежие
Обед
Овощи порционно
Рассольник «Ленинградский» со сметаной
Котлета «Переменка»
Каша гречневая вязкая
Компот из плодов или ягод сушеных
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Зефир
Молоко детское 0.2л
Четверг
Завтрак
Сыр (порциями)
Биточек «Ласунак»
Гарнир «Юниор»
Чай с сахаром
Хлеб пшеничный
Фрукты свежие
Обед
Овощи порционно
Суп молочный с крупой (овсяные хлопья)
Драники по-селянски со сметаной
Напиток «Яблочко»
Хлеб пшеничный, Хлеб ржаной
Полдник
Ватрушка с творогом
Напиток лимонный
Пятница
Завтрак
Яйцо вареное
Сыр (порциями)
Манник со сгущенным молоком
Кофейный напиток с молоком
Фрукты свежие
Обед
Салат «Отличник»
Суп картофельный с бобовыми, со свининой отварной
Нагетсы школьные
Пюре картофельное
Сок
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Пирожок печеный с яблочным фаршем
Коктейль молочный 0.2л
2 НЕДЕЛЯ
Понедельник
Завтрак
Овощи порционно
Омлет с мясными продуктами, с маслом сливочным
Чай «Витаминный»
Хлеб пшеничный
Фрукты свежие (груша)
Обед
Салат «Слоеный»
Суп картофельный с перловой крупой
Печень по-строгановски
Пюре картофельное
Компот из свежих яблоком с сиропом шиповника
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Мармелад
Молоко детское 0.2л
Вторник
Завтрак
Овощи порционно
Мясо тушеное
Каша гречневая вязкая
Какао с молоком
Хлеб пшеничный
Фрукты свежие
Обед
Салат из морской и белокочанной капусты
Борщ с капустой и картофелем со сметаной и свининой отварной
Рыба жареная
Картофель отварной
Напиток лимонный
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Зефир
Коктейль молочный 0.2л
Среда
Завтрак
Салат «Солнышко»
Запеканка из творога с соусом шоколадным
Чай с лимоном
Фрукты свежие
Обед
Салат «Дары моря»
Щи из свежей капусты с картофелем со сметаной
Шашлык школьный
Каша рисовая вязкая
Напиток «Яблочко»
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Булочка домашняя
Сок
Четверг
Завтрак
Овощи порционно
Птица в сыре
Макароны отварные
Чай «Витаминный»
Хлеб пшеничный
Обед
Салат «Рыжик» с маслом растительным (6-10), с майонезом (11-18)
Рассольник ленинградский со сметаной
Котлета «Секретик»
Каша гречневая вязкая
Напиток из сока
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Ватрушка с творогом
Коктейль молочный 0.2л
Пятница
Завтрак
Яйцо варенное
Каша молочная овсяная с изюмом
Кофейный напиток с молоком сгущенным (6-10), с молоком (11-18)
Пирожок печеный с яблочным фаршем
Обед
Винегрет овощной
Суп картофельный с макаронными изделиями со свининой отварной
Голубцы любительские из свинины
Напиток из сиропа шиповника
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
Полдник
Бутерброд «Купалле»
Сок
График питания
ГРАФИК
организации горячего питания
на I полугодие 2024/2025 учебного года
Перемена | Время питания | Классы |
09.05-09.25 | 09.05-09.20 | 1 «А», 1 «Б», 1 «В» |
09.15-09.30 | 09.20-09.30 | 2 «А», 2 «Б», 2 «В» |
10.15-10.35 | 10.15-10.25 10.25-10.35 | 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 4 «А», 4 «Б», 4 «В» |
11.20-11.40 | 11.20-11.30 | 5 «А», 5 «Б», 5 «В», |
11.30-11.40 | 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 7 «А» | |
12.25-12.45 | 12.25-12.35 | 7 «Б», 7 «В», 8 «А», 8 «Б», 8 «В» |
12.35-12.45 | 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 10, 11 | |
13.05-13.20 | Обед ГПД 1,2 | |
13.40-14.00 | Обед ГПД 3,4 | |
16.15-16.30 | Полдник ГПД 1,2; 3,4 |
ОПЛАТА ПИТАНИЯ
Оплата возможна:
наличными (касса банка и Белпочты, устройство приёма наличных денег);
платежной карточкой (интернет-банк, мобильный-банк, банкомат, инфокиоск, касса банка и Белпочты);
электронными деньгами (iPay, webmoney [WMB]).
Если Вы осуществляете платеж в кассе банка, пожалуйста, сообщите кассиру о необходимости
проведения оплаты через систему «Расчет».
Нахождение услуги в дереве услуг системы «Расчет» (ЕРИП) в некоторых пунктах оплаты может отличаться от
описанного выше. В связи с этим, в случае возникновения проблем с поиском услуги, предлагаем выполнить
поиск по УНП: 300002640.
Расположение услуги в дереве ЕРИП:
— Система «Расчет» (ЕРИП)
— Образование и развитие
— Отделы, управления образования
— Витебск
— Октябрьский р-н ОО
► Питание в школе, гимназии
Выберите услугу. В открывшемся окне введите учетный номер ученика своего ребенка (10 цифр) и
нажмите кнопку «Продолжить»/
Проверьте правильность ФИО ребенка. В строке «Баланс» отображается сумма текущего
положительного баланса, в строке «Сумма платежа» — задолженность за питание. Введите сумму к
оплате и подтвердите платёж.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПИТАНИЯ УЧАЩИМСЯ
В соответствии с пунктами 6,9 Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 №694
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить, что бесплатным питанием (двух- или трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования:
1.1. из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала),
1.2. из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
1.3. из числа детей-инвалидов, обучающиеся в начальных школах, базовых школах, средних шкодах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;
2. Установить, что бесплатным питанием (одноразовым питанием) за счет средств республиканского и местных бюджетов предоставляется учащимся:
2.1. 1-4 классов начальных школ, базовых школ, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогически комплексов (кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования),
2.2. из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II I группы;
2.3. из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья иди заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
2.4. из семей лиц начальствующего и рядовою состава органов внутренних дед, ставших инвалидами вследствие ранения, кош уши, увечья иди заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
2.5 из семей работников, обслуживавших действующие воинские
контингенты в Афганистане или в других, государствах и ставших инвалидами вследствие ранении, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения членовредительства;
2.6 из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранений, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсическою опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
2.7 с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
3. Для получения бесплатного питания, предусмотренного в пунктах 1 и 2 родители или иные законные представители ежегодно с 1 по 25 августа (далее по необходимости) подают заявление руководителю учреждения образования.
К заявлению прилагаются:
- для малообеспеченных семей — сведения о доходах каждого члена семьи учащегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи;
- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет — удостоверение многодетной семьи или справка о месте жительства и составе семьи, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно – педагогических комплексах.
- для детей-инвалидов — удостоверение инвалида, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно – педагогических комплексах;
- для семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы — удостоверение инвалида;
- для семей, указанных в пунктах 2.3 и 2.5 — удостоверение инвалида о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение;
- для семей, указанных в пункте 2.4 — удостоверение инвалида Отечественной войны;
- для семей, указанных в пункте 2.6 — удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение.
- для приемных и опекунских семей, указанных в пункте 2.10 — решение администрации района, удостоверение приемной и опекунской семьи.
4.Среднедушевой доход семьи учащегося для предоставления бесплатного питания детям из малообеспеченных семей исчисляется за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения за бесплатным питанием, и определяется путем деления совокупного дохода всех членов семьи за расчетный период на число месяцев в этом периоде и на количество членов семьи, учтенных в ее составе.
Учет доходов для определения совокупного дохода всех членов семьи учащегося осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособий на детей старше 3 лет, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 58/47 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 133, 8/1 8846).
Для целей настоящего Положения при определении среднедушевого дохода семьи учащегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет.дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства 1 и II группы, получающие социальные пенсии.
5.Бесплатное питание, предусмотренное постановлением, утверждающего настоящее Положение предоставляется учащимся на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования, научебный год.
Комиссию возглавляет руководитель учреждения образования (председатель комиссии). Порядок организации работы комиссии определяется руководителем учреждения образования.
Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным с 1 по25 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений и оформляется приказом руководителя учреждения образования.
В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 25 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.
6. Питание учащихся осуществляется по соответствующим нормам питания и утверждаемым Правительством Республики Беларусь денежным нормам расходов па питание.
7. Учащиеся, для которых не предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, обеспечиваются питанием за счет средств родителей или иных законных представителей.
Правильное питание
Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым. Ниже вы найдете информацию о том, на чем базируется здоровое питание школьников.
Принципы правильного питания:
- Количество. Калорийность получаемой пищи должна соответствовать энергозатратам.
- Разнообразие. В день нужно употреблять продукты из разных групп – белки, углеводы, молочные продукты, жиры, фрукты и овощи.
- Соотношение разных групп продуктов по количеству. Как правило, подбирается индивидуально.
- Дробность питания. Не слишком часто и не слишком редко, кому как удобнее.
- Большее количество еды должно съедаться в первой половине дня.
- Полноценность. Все продукты должны быть максимально полезными и давать хорошее насыщение.
Хорошо, когда дети начинают свой день питательным завтраком — например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем — 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрым до обеда. Сам обед желательно сделать как можно разнообразнее.
Основные правила здорового питания школьников:
1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
1 раз в неделю — красное мясо (желательно говядина);
1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;
в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс. И так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребенка.
За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие — организация качественного питания подрастающего поколения.
Питание школьника должно быть сбалансированным, оптимальным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, особенно часто возникающих в подростковый период. Именно сейчас важно обеспечить организм всеми необходимыми ресурсами, не только для роста и развития, но и для адаптации к возрастающим школьным нагрузкам и изменениям, происходящим в организме в период полового созревания.
Отказываясь от горячего завтрака или обеда, ребята восполняют запас энергии за счет сладостей. Все это приводит к серьезным проблемам со здоровьем: задержки развития, анемии, кариесу, остеопорозу, болезням желудочно-кишечного тракта и т.д.
Перекусы в школе – настоящая проблема. Лучше всего в середине дня перекусить бананами, творогом, фруктами, сыром или съесть тарелку супа. Но не все так просто. Например, конфеты, шоколад, другие сладости имеют повышенное содержание сахара. Сахар в таком количестве угнетает психику ребенка, делает его вялым и ленивым. В первые несколько минут ребенок будет чувствовать энергетический подъем, но это продлится недолго.
Отдельная история – чипсы. В них много жира, который дает повышенную нагрузку на пищеварительную систему, в результате чего ребенок приходит домой не голодным и отказывается от нормального обеда. Пока организм занят перевариванием чипсов, он тратит много энергии. Эту энергию он отнимает у мозга, что приводит к пассивности ребенка на занятиях.
При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
14-17лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Необходимо распределять калории так:
• завтрак должен составлять 25% суточного количества калорий,
• на обед уходит 35-40%,
• в полдник школьник употребляет 10-15%,
• и на ужин – примерно 25% .
Меню школьника
• Молоко и молочные продукты – источник белка. Протеины (белки) – главный «строитель» органов и тканей ребёнка. Детский организм лучше всего усваивает молочный белок, затем идёт мясной белок, и наконец – растительный. Молоко, сливочное масло и сметану надо есть ежедневно. Творог и сыр – 2-3 раза в неделю.
• Мясные продукты – мясной белок – птицу, баранину, свинину нежирную, ветчину, говядину надо есть хотя бы 1-3 раза в неделю.
• Бобовые – растительные белки – можно есть 1-2 раза в неделю.
• Жиры – жирные кислоты и витамины – дают организму энергию и калории. Растительные жиры усваиваются лучше животных, используйте их для заправки салатов и приготовления блюд.
• Рыба – источник кальция и фосфора – участвует в правильном развитии костей ребёнка. Рыбу и морепродукты рекомендуется есть 2 раза в неделю.
• Яйца – ценный питательный продукт – рекомендуются 2-3 раза в неделю в виде омлета, яичницы или в отварном виде.
• Свежие фрукты и овощи, которые богаты углеводами, витаминами и пищевыми волокнами (клетчаткой), способствуют выработке энергии и улучшению пищеварения. Овощи и фрукты необходимо употреблять ежедневно 3 порции в день.
• Каши, макароны, картофель содержат сложные углеводы, которые обеспечивают растущий организм энергией. Эти продукты можно чередовать для разнообразия меню школьника.
• Сладости, мёд и кондитерские изделия (углеводы) лучше употреблять только после еды. Ребёнок должен понимать, в чём польза и вред сладкого: в небольших количествах сахар способствует умственной деятельности, а в избытке – вызывает лень, нарушает обмен веществ и ухудшает работу мозга.
• Хлеб и хлебобулочные изделия содержат витамины и клетчатку, регулируют пищеварение, кровообращение и работу нервной системы. Полезен хлеб из муки грубого помола или из проросших зёрен, хотя для завтрака подходит и сдоба.
• Напитки. Школьнику надо выпивать в день от 1 до 1,5 литров различных напитков: фруктовых или овощных соков, воды.
• Витамины и микроэлементы участвуют в росте ребёнка и сохраняют его здоровье. При рациональном питании ребёнок всё необходимое получает с пищей. Особенно, если овощи и фрукты соответствуют сезону: весной – зелень, летом и осенью – свежие ягоды, фрукты и овощи, зимой – сухофрукты и замороженные фрукты. В случае недостатка витаминов в рационе, можно принимать поливитамины по совету доктора.
Острые, пряные, маринованные, копчёные продукты, консервы, специи и много соли детям не нужны, особенно малышам.
Горячими блюдами кормить школьника обязательно на завтрак, обед и ужин.
Соблюдайте сочетание продуктов:
• Сырые овощи и салаты хорошо давать ребёнку перед едой, они тогда лучше усваиваются и стимулируют пищеварение.
• Если, например, на первое – борщ, то на второе можно подать на гарнир кашу или макароны; если на первое – суп с крупой или лапша, то на второе подойдёт овощное блюдо.
• Не совмещайте в одном блюде (или в один приём пищи) белки или жиры разного происхождения, а также растительные и животные. Например, мясо не сочетать с молоком, лучше – с овощами, а с молоком или творогом совместимы крупы.
• Свежие ягоды и фрукты лучше всего усваиваются самостоятельно, без сахара и других продуктов, поэтому давайте их ребёнку на полдник.
Что делать, если ребёнок не хочет есть?
Если ребёнок плохо кушает или отказывается от еды, проследите, не напивается ли он газировки перед едой, и не ест ли сладостей. Сладкие напитки с газом вызывают ощущение полного желудка, поэтому ему есть и не хочется.
Соблюдайте эти несложные рекомендации, и ваш ребенок всегда будет чувствовать себя хорошо: и дома, и в школе!
Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины
Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.
Витамин B<sub>1</sub> — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B<sub>2</sub> — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин В<sub>6</sub>— в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Витамин B<sub>12 </sub>— в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.
Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.
Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.
Построить идеальный рацион и выдержать идеальный режим питания очень сложно, но свести отрицательные моменты к минимуму вполне реально и в наших силах, тем более, что речь идет о здоровье наших детей.

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 13 января 2011 г. № 243-ЗПостановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2023 г. №356 О порядке организации питания педагогических и иных работников учреждений образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году