История 5-й школы Витебска (1918-1941 гг.)
Шкирандо Федор Иванович, краевед, г. Витебск
Многие школы г. Витебска начинают писать свою историю с момента локализации их по последнему адресу. А ведь многие из них начали свою работу в первые послереволюционные годы и неоднократно меняли свои адреса. Об этом свидетельствуют истории СШ№1 (сейчас гимназия №3), СШ№3, СШ№15 (сейчас гимназия №1), СШ№9 (сейчас гимназия №2), СШ№24. Так было и со школой №5, ныне ГУО «Средняя школа №5 г. Витебска имени Г.И. Богомазова, которая начала работать на Суражском шоссе (ныне ул. Гагарина) с сентября 1928 г. По истории создания школы, ее деятельности в 1918 – 1928 гг., 1928-1941 гг. нет отдельных публикаций в научной литературе.
На основе материалов Государственного архива Витебской области, данных интернета, публикаций по истории образования в исследуемый период мы впервые представляем историю создания и деятельности 5-й школы на фоне политической атмосферы в республике с момента создания в 1918 г. до начала Великой Отечественной войны в 1941 г., реконструируем биографию Неразика Е.И., учителя русского языка и литературы, а потом директора школы в 1925-1932 гг.
История 5-й школы начинается в далеком 1918 году. 5-я Витебская советская трудовая школа II ступени была создана 1 сентября 1918 г. на базе бывшего Полоцкого (по названию епархии) женского училища духовного ведомства и первоначально размещалась в собственном здании (Духовская набережная, 15). В декабре 1919 года по распоряжению властей школа была выселена из собственного здания и с конца ноября 1919 года до августа 1922 года меняла свой адрес семь раз. В августе 1922 года школе наконец было предоставлено здание на улице Гоголевской, 27. (1). В первый учебный год в школе работали 12 учителей, было 109 учащихся. (1. Д.2. Л.13-16). Большинство учителей бывшего женского училища дали свое согласие на работу в новой советской школе. Среди них был учитель истории и географии, инспектор классов училища Новиков Алексей Андреевич, выпускник Петроградской духовной академии. В школе он сначала был избран председателем президиума педагогического совета, потом председателем школьного совета. 28 декабря 1921 года решением отдела народного образования Новиков А.А. был назначен заведующим 5-й советской трудовой школы II ступени. (1. Д.4. Л.17, 59-59об.). В архиве сохранились протоколы заседаний школьного и педагогического советов школы за 1918-1923 гг.
По состоянию на апрель 1924 года в Витебске было 15 школ II ступени, в том числе и 5-я школа. (2). В архиве есть сведения о социальном составе учащихся этой школы по состоянию на 24.02.1924 г. Тогда в ней обучалось детей рабочих – 39, служащих – 69, крестьян – 24, торговцев – 12, кустарей – 11, прочего нетрудового элемента – 38, инвалидов и пенсионеров – 19, детей служащих учреждений губоно – 3, а всего -215. (2. Д.123. Л. 16-16об.). С 1923 года была введена плата за обучение в городских школах II ступени. Сохранился денежный отчет 5-й школы II ступени с июня по декабрь 1923 года. Недоимка на 1.01.1924 г. составляла 140 р.40 к. (2. Д.122. Л.153-154).
После вхождения Витебской губернии в состав БССР (апрель 1924 года) в системе народного образования произошли существенные изменения. К началу 1924-1925 учебного года в Беларуси школы I ступени были реорганизованы в начальные, а школы II ступени в семилетние трудовые школы (в последних были ликвидированы восьмая и девятая группы). (2. Д.8. Л.478).
В 1925 году в БССР началась белорусизация. Это означало перевод части школ на преподавание всех предметов на белорусском языке, перевод делопроизводства всех учреждений и организаций на белорусский язык. В традиционно русскоязычном Витебске и Витебском округе этот процесс проходил с большими сложностями. Как отмечалось в партийных документах того периода, тормозом в проведении белорусизации в Витебском округе была небольшая прослойка белорусской национальной интеллигенции и более глубокие следы русификаторства, чем в других округах БССР. Среди части населения наблюдалось недоброжелательное отношение к белорусизации, нежелание обучать детей на белорусском языке. (3).
5-я школа семилетка полностью перешла на белорусский язык с 1925-1926 учебного года и стала белорусской. (3. Д.2. Л.36; Д. 197. Л.80). Это было не желание школы, а решение окружного отдела народного образования. Почти полностью сменился педагогический состав. Русский язык в белорусских школах и школах нацменьшинств был введен как предмет обучения с третьего года обучения. Как свидетельствуют годовые отчеты о работе школы, учителя физкультуры, труда, немецкого языка не знали белорусского языка и продолжали вести уроки на русском языке. В этом не было ничего удивительного. В Витебске в 1925 году насчитывалось около 30 учителей, знающих белорусский язык. При доме работников просвещения было организовано шесть кружков по изучению белорусского языка, которые посещали 250 учителей всех школ города. (3. Д.2. Л.265). В одном из партийных документов 1926 года отмечалось, что у некоторой части учителей 5-й белорусской школы семилетки было упадническое настроение из-за опасения отсутствия перспективы у этой школы. (3. Д.455. Л.255).
26.01.1926 г. на заседании бюро окружкома партии обсуждался вопрос о проведении национальной политики в школах. Было решено при составлении трехлетней сметы предусмотреть обеспечение национальных школ учебниками на национальных языках в полной мере, пополнение белорусских, польских и латышских школьных библиотек детской литературой на родном языке учащихся. (3. Д.455. Л.22). Отмечая, что учителя в массе своей еще слабо владеют белорусским языком для работы в школе, было предложено окружному отделу народного образования совместно с фракцией союза работников просвещения систематически и настойчиво вести работу по их подготовке к преподаванию предметов изучения на родном языке учащихся. Бюро окружкома партии решило также просить ЦК КП(б)Б дать директиву Народному комиссариату просвещения о том, чтобы он посылал в Витебский округ больше выпускников педфака БГУ и педагогических техникумов, чтобы они прибывали в школы в соответствии с распределением. В 1925-1926 учебном году по распределению прибыла на места только часть выпускников. (3. Д.455. Л.23).
Итоговый отчет 5-й белорусской школы семилетки за 1925-1926 учебный год от 1.07.1926 г. за подписью заведующего школой Будько Ивана Якубовича свидетельствует, что в школе в том учебном году было 226 учащихся. Школа работала в одну смену, в ней учились дети из разных районов города, многие были из деревни. Было 14 учителей и 4 технических служащих. Учитель русского языка Неразик Евдоким Иванович активно участвовал в работе окружного общества краеведения, методической комиссии учителей русского языка и литературы. Школа сотрудничала с авиаотрядом. Проводились совместные вечера, на них часто выступал школьный хор. (2. Д.157. Л.29-39). В 1926-1927 учебном году в Витебске было уже 19 школ семилеток. В списке работников просвещения 5-й белорусской школы семилетки числилось уже 17 учителей во главе с заведующим Будько И.Я. (2. Д.66. Л.6).
На своем внеочередном заседании 15.01.1927 г. президиум Витебского окружного исполнительного комитета постановил: «В ознаменование 20-летия творческой деятельности поэта Якуба Коласа присвоить 5-й белорусской школе семилетке имя Якуба Коласа. (4). Это решение было обосновано тем, что 5-я школа в Витебске была первой белорусской национальной школой.
С 1928-1929 учебного года 5-я белорусская школа семилетка продолжила свою работу уже по новому адресу на Суражском шоссе в районе кирпичного завода (точный адрес пока что не удалось обнаружить). Район обслуживания включал Суражское шоссе и ближайшие улицы, деревни Церковщина, Батраки и учебное хозяйство ветеринарного института Журжево. Перевод школы на Суражское шоссе объяснялся, видимо, тем, что здесь большинство учащихся было из семей рабочих и крестьян. А когда школа находилась в центре города на улице Гоголевской, 27, тогда в ней учились в большинстве дети служащих и торговцев из еврейских семей. Родители многих из них не хотели, чтобы их дети учились в белорусской школе.
Как свидетельствуют сведения об учителях 5-й белорусской школы семилетки имени Я. Коласа на 1.10.1928 г. заведующим школой и учителем русского языка был Неразик Евдоким Иванович, 1898 г. р., обществоведение вел Орлов Василий Петрович, 1889 г.р., географию Грицук Иван Васильевич, 1879 г.р., рисование художник-график Горбовец Зиновий Исаакович, 1897 г.р., немецкий язык Католяк Гертруда Эмильевна, 1883 г.р., немка по национальности. Некоторые из учителей по совместительству работали и в других школах семилетках (1, 4, 8, 9, 15). Почти все имели высшее педагогическое образование. (2. Д.186. Л.23).
Отопление в школах было печное. Сохранился акт от 4.03.1929 г. о приемке дров (22,5 куб.м.) на отопление 5-й белорусской школы семилетки имени Я. Коласа на 1929-1930 учебный год. Акт подписали заведующий школой Неразик Е.И, секретарь школьного совета Кобзист Т.С., технический работник Кулешов А.Р. (2. Д.182. Л.98об.).
Общественно-политическая жизнь Беларуси в 30-е годы – это цепь взаимосвязанных, проходивших одновременно или вслед друг за другом кампаний по очищению, как тогда писали, от «классово-чуждых элементов», препятствовавших «развернутому социалистическому строительству», а точнее – сталинскому «крутому повороту во всей политике». Эти кампании вылились в ряд судебных и внесудебных процессов в отношении ученых и технических специалистов, партийных работников, представителей творческой интеллигенции, учителей.
Несмотря на периодические репрессии, школа БССР в первой половине 30-х годов оставалась многонациональной. В Витебске в то время кроме белорусских были русские, еврейские, одна польская, одна латышская и одна цыганская школы. В школах нацменьшинств обучение велось на родных языках, а белорусский и русский язык изучались как предметы. Во всех школах в это время старательно просматривались учебники. Большинство учебников, которых и так не хватало, были изъяты из обихода, особенно хрестоматии для чтения, сборники диктантов, грамматики. Одни книги конфисковали автоматически ввиду ареста их авторов, независимо от содержания. Другие потому, что они не соответствовали эпохе коллективизации сельского хозяйства и сталинских пятилеток. Например, в хрестоматиях для чтения не позволялось называть «образцовыми» единоличные крестьянские хозяйства, в задачниках – использовать примеры из жизни единоличных хозяйств. Учителя должны были выдумывать арифметические задачи из жизни колхозов, торговли и кооперации.
Обязательным элементом нагрузки учителя становились разного рода «общественные поручения». Они соответствовали актуальным задачам государственной агитации и пропаганды. В 1928 году это была пропаганда займов индустриализации, хлебозаготовок, сельскохозяйственного налога, создания семенного фонда, затем коллективизации. На протяжении всего десятилетия в списке общественных поручений педагогов оставалось участие в ликвидации неграмотности. Учителя выполняли функции избачей в избах-читальнях. Грубой ошибкой учителя истории считалось, если он не восхвалял И.В. Сталина в ходе урока, не называл его «величайшим теоретиком и вождем мирового пролетариата».
15 декабря 1927 г. в СССР проводилась всесоюзная школьная перепись. Сохранившиеся в архиве опросные листы витебских учителей свидетельствуют, что кроме 5-й школы семилетки имени Якуба Коласа, некоторые другие школы тоже имели в названии имена. Например: 3-я семилетняя школа имени Октябрьской революции, 4-я белорусская семилетняя школа имени 10-летия Октябрьской революции, 16-я еврейская школа имени 10-летия Октябрьской революции, 15-я польская семилетняя школа имени Юлиана Мархлевского. (5). Некоторые еврейские школы носили имена известных еврейских деятелей.
Постановлением СНК БССР с 1932-1933 учебного года в республике было введено всеобщее семилетнее образование. С этого времени все витебские школы стали безымянными, остались только номера, при этом частично изменилась их нумерация. Начальные школы закрывались, началось создание средних школ. Белорусизация была свернута. Учащиеся по их желанию или желанию родителей переводились в русские школы. (6). Школы, расположенные в районе заводов и фабрик, были преобразованы в фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Так с 1932 года стали называться 5-я и 38-я школы на Суражском шоссе, 33 (последняя располагалась в районе фабрики «Знамя индустриализации»). 5-ю ФЗС с сентября 1932 года возглавила бывшая сотрудница гороно, член партии Черняк (инициалы в архивном документе не указаны). Задачей фабрично-заводских семилеток было дать учащимся не только общее образование, но и познакомить с трудовыми приемами и процессами. Это была попытка приблизить для детей рабочих школу к производству, создать условия для ее политехнизации.
Фабрично-заводские семилетки существовали до сентября 1934 года. В мае 1934 года в СССР были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы) и средняя (1-10 классы). ФЗС были преобразованы в неполные средние школы (НСШ). В 1934 году учебные группы в школах стали называться классами, а заведующие НСШ и СШ директорами школ.
Во многих партийных документах 1930-х годов отмечается, что среди учительских кадров в школах имеется «значительная засоренность классово-враждебными элементами». А в постановлении бюро Витебского горкома партии от 14.04.1934 г. «О классово враждебных группировках и организациях среди учеников массовой школы» говорится, что такая группировка была и в 5-й ФЗС. В связи с этим заведующую 5-й ФЗС Черняк (инициалы не указаны), которая раньше несколько лет работала в гороно, за потерю партийной бдительности сняли с работы и объявили строгий выговор. (6. Д.336. Л.28,226).
По поводу этих детских организаций в спецсводке НКВД говорилось, что одна такая организация под названием «Махно» собиралась в поповском дворе возле 5-й школы. На собрании ее члены обсуждали, как нападать на других ребят, как красть на рынке, кто лучше – Ленин, Сталин или Троцкий. «Сталин все делает плохо, создает колхозы, а их не нужно создавать, потому нужно бить красных, ибо они за Сталина». (6. Д.282. Л.82-86). Горком партии сделал вывод, что детские организации антисоветского направления являются результатом слабой воспитательной работы с детьми в школе и особенно вне школы со стороны учительства, комсомольских и пионерских организаций, несоответствия форм и методов этой работы с детьми. Поэтому дети поддаются влиянию уличного развращенного элемента. (6. Д.377. Л.243-246).
В 1935 году бригада гороно обследовала состояние воспитательной работы в школах, успеваемости учеников, изучение истории. Было отмечено, что «директора школ и завучи мало занимаются вопросами изучения коммунистической направленности урока, не контролируют работу учителей в этом плане. Во всех белорусских школах города дети плохо владеют белорусским литературным языком. На уроках говорят на смешанном белорусско-русском, а чаще всего на русском языке. Учителя очень слабо реагируют на это. Не приучают детей к правильному белорусскому языку. На собраниях, вечерах, совещаниях учителя и ученики говорят исключительно на русском языке. Это нельзя назвать никак иначе как игнорирование белорусского языка». (6. Д.336. Л.90,93).
В июле 1936 года в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педологов обвинили в правом и левом уклоне, в недостаточном внимании к ленинскому наследию и, главное, в недооценке гениальных трудов товарища Сталина. Именно она, сталинская теория, должна была стать ключом к организации всей учебно-воспитательной и научной работы. Педологи и учителя, разделявшие их взгляды, были названы откровенными врагами народа, вредителями, издевательски относящимися к самому дорогому, что есть у рабочих и крестьян, — детям. Это утверждалось и в разгромных статьях в газете «Витебский пролетарий».
Педология в свое время возникла из остро осознанной потребности получить синтезированное знание о ребенке, чтобы успешнее и энергичнее воспитывать и образовывать его. Поэтому создание новой науки – педологии, исследующей ребенка целостно на разных возрастных этапах, было встречено с воодушевлением.
В своей деятельности педологи допускали, конечно, неквалифицированное использование педологических методов изучения ребенка, грубые ошибки в диагностике его физического и психического развития. Но несмотря на это, как считают сегодня ученые в области психолого-педагогической теории, в педологических работах содержится ценный фактический материал, а отрицание педологического опыта привело в ряде случаев к существенной недооценке проблемы возрастного развития и возрастных особенностей и причинило ущерб развитию детской психологии.
Пик репрессий пришелся на 1937 год. По данным историко-документальной хроники Витебска «Памяць» тогда были репрессированы 40 учителей витебских школ. Почти все были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Обвинялись они по статьям 68 (шпионаж), 72 (пропаганда и агитация против советской власти), 72 УК БССР (организационная деятельность против советской власти). Бывший учитель 5-й белорусской школы семилетки имени Я. Коласа и секретарь школьного совета Кобзист Тихон Семенович, хотя был украинцем по национальности и в это время работал уже в Витебском педрабфаке, был объявлен польским шпионом и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Витебске 10.01.1938 г. (7).
В витебском госархиве не сохранились документы о работе 5-й школы семилетки в 1932-1941 гг. Из документов горкома партии известно только, что в 1932-1934 гг. она имела статус ФЗС, а с сентября 1934 г. статус неполной средней школы. Поэтому сделать какой-либо анализ деятельности школы в этот период не представляется возможным. Как ни удивительно, сохранились некоторые документы о средней школе №5, которая работала в центре города в 1935-1941 гг. на ул. Гоголевской, 11. (1. Д.74; Д.75. Л.2,9,19,27-31; Д.79. Л.1-15) После войны в отличие от 5-й школы семилетки СШ№5 г. Витебска в списках уже не значилась.
Нам удалось реконструировать биографию Неразика Евдокима Ивановича, который посвятил 5-й школе семь лет (1925-1932). Родился он 1.08.1898 г. в д. Бардилово-2 Дриссенского (Верхнедвинского) уезда. После окончания Полоцкой учительской семинарии был учителем Каменской школы I ступени в этом уезде, а с 1.08.1921 г. возглавлял Дриссенский уездный отдел народного образования. C сентября 1921 г. по апрель 1922 г. был инструктором и заведующим организационной частью Витебского губернского отдела союза работников просвещения, а с апреля 1922 г. по 15 октября 1923 г. – управделами губернского отдела это союза. В 1921-1924 гг. учился заочно в Витебском педагогическом институте. В 1923-1924 учебном году был учителем русского языка в польской школе II ступени. После окончания в 1925 году педфака БГУ Неразик Е.И. начал работать в 5-й школе: в 1925-1927 гг. учителем русского языка и литературы, в 1927-1932 гг. заведующим школой и учителем русского языка и литературы. По совместительству был также преподавателем вечернего рабфака при ветинституте. (8).
С сентября 1932 г. до июля 1941 г. Неразик Е.И. работал преподавателем русского языка и литературы Витебского педагогического техникума и Витебского педагогического училища. (9). Жена Ольга Евгеньевна Неразик (Лепехина) тоже была учителем витебских школ, перед началом Великой Отечественной войны преподавала немецкий язык в 10-й витебской школе. (8. Д.1047). В семье было двое детей: сын Юрий 1925 г. р. (погиб на фронте) и дочь Елена 1927 г.р. Дочь Неразик Елена Евдокимовна впоследствии стала известным российским археологом и историком-востоковедом, доктором исторических наук. В 1990 г. награждена медалью ЮНЕСКО.
После начала войны Неразик Е.И. отправил семью в эвакуацию в Чкаловскую область, а сам 3.07.1941 г. по мобилизации Витебского горвоенкомата ушел в армию. Служил на разных фронтах, награжден медалями «За оборону Москвы», «За отвагу», «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Службу закончил 08.05.1946 г. в Краснодарском Суворовском училище в звании капитана интендантской службы. В училище преподавал русский язык и литературу. После окончания службы его тянуло на малую родину, но в Витебском пединституте в послевоенное время не было филологического факультета. Поэтому его выбор пал на Могилевский пединститут. Во-первых, там был филологический факультет, во-вторых, его жена Ольга Евгеньевна в свое время окончила с золотой медалью Могилевскую гимназию, и там, по всей видимости были какие-то родственники по ее линии. Как сообщили нам из МГУ имени А.А. Кулешова, 24.08.1946 г. Неразик Е.И. был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры литературы, с 22.02.1948 г. назначен деканом литературного факультета Могилевского пединститута. С 20.02.1950 г. Неразик Е.И. назначен заместителем директора Могилевского педагогического института по учительскому институту, 2 февраля 1954 г. утвержден исполняющим обязанности заведующего кафедрой русской литературы. 14.06.1957 г. Неразик Е.И. умер. (10).
Литература
- ГАВт. Ф.1737. Оп.1. Д.37. Л.68.
- ГаВт. Ф.170. Оп.1. Д.8. Л.21.
- ГАВт. Ф.10051п. Оп.1. Д.455. Л.285.
- ГАВт. Ф.118. Оп.1. Д.202. Л.4.
- ГАВт. Ф.485. Оп.1. Д.154. Л.163,167,250,253,486.
- ГАВт. Ф.102п. Оп.1. Д.336. Л.26.
- Электронный ресурс: Белорусский мемориал. Открытый список. Режим доступа: www.ru.openlist/wiki/Кобзист_Тихон_Семенович (1892). доступ 19.11.2022 г.
- ГАВт. Ф.204. Оп.2. Д.1046; Ф.485. Оп.1. Д.154. Л.486.
- ГАВт. Ф.133.Оп.1. Д.9а. Л.7,9,13,37,38; Д.14. Л.85,90; Д.20. Л.21,44; Д.56. Л.4,11,14.
- Письмо МГУ имени А.А. Кулешова от 06.01.2023 г. Личный архив автора.
Устремляясь в будущее, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и далекое прошлое. Какая хорошая вещь память! Какая хорошая вещь история! Мы приглашаем вас отправиться совсем недалеко, в первые десятилетия ХХ века…
1928-1940 годы
Перед нами бюллетень Витебского губернского отдела народного образования, выпущенный в конце 1921 года. Читаешь его, и то далекое время вдруг блеснет неугасимым светом утра новой эпохи, вспыхнет огоньками в окнах новых школ.
Пока еще очень трудно: не хватает учителей, мало помещений для занятий. «Все на помощь школе! Народная темнота и невежество должны быть во что бы то ни стало побеждены!» Это были годы борьбы за грамотность, знания, культуру, за торжество идей Октября.
Очагом культуры в рабочих окрестностях кирпичного завода стала рабочая школа-семилетка им. Я.Коласа (заведующая Неразик П.А.)
Из протоколов заседания школьной рады известно:
- главная задача – ликвидация неграмотности среди рабочей молодежи;
- овладение основами материалистического мировоззрения;
- воспитание в духе коммунистической морали.
1946-1952 уч. годы
Начальная школа занимает три комнаты на первом этаже в помещении общежития кирпичного завода. На втором этаже находится общежитие (ныне это здание поликлиники № 5).
Заведующая Смолякова В.И. В школе обучается 252 учащихся. Занятия организованы в три смены. Основная задача: создание пионерской организации.
1952-1953 уч. годы
Школа-семилетка размещена в двух зданиях (в том числе в общежитии).
Директор школы — Васильев А.П.
Нет специализированных кабинетов, оборудование находится в кабинете директора, библиотека – в учительской.
1953- 1954 уч. годы
Школа занимает здание общежития кирпичного завода. Работает в две смены. Нет пришкольного участка из-за отсутствия земельной площади.
Всего учащихся – 434 человека (1-4 классы – 196 человек, 5-7 классы – 238 человек).
Успеваемость 87,1% — 88%.
В школе работает 23 учителя (высшее образование – 7, среднее – 11, 3 заочника ).
Комсомольская организация насчитывает 51 человек, пионерская дружина – 248.
Традиции:
- самостоятельное изготовление наглядностей: альбомы, коллекции, таблицы, диаграммы, счеты;
- сбор художественных книг в библиотеку (1602 экз.);
- читательские конференции;
- развитие сотрудничества с городской библиотекой им. Маяковского;
- проведение экскурсий на ведущие заводы и предприятия г. Витебска;
- благоустройство улицы, посадка деревьев, декоративных кустарников.
1954-1955 уч. годы
По решению исполнительного комитета Витебского городского Совета депутатов трудящихся № 222 от 28 мая 1954 г. происходит реорганизация семилетней школы в среднюю школу № 5.
С 15 августа 1954 г. школа подчиняется отделу народного образования исполнительного комитета Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся г. Витебска. Школа располагается по адресу: Суражское шоссе, 100.
Школа не имеет стадиона и пришкольного участка. Комнат для учебных кабинетов нет.
Директор школы — Васильев Б.П.
Число классов-комплектов – 15. Успеваемость составляет 81,8%.
Количество учащихся – 407.
В школе работает 25 учителей (с высшим образованием – 7 человек, со средним – 11 человек, заочников – 1).
Учителя:
- Первых классов – Реут В.И., Королькова Р.Я.
- Вторых классов – Лозовская, Захарова М.М.
- Третьих классов – Ноткина Ц.Я., Бугаева М.В.
- Четвертых классов – Васильева Л.Б., Савченко Т.И.
- Учитель географии – Свердлина Р.Д.
- Естествознания – Круглова И.Б.
- Русского языка и литературы – Грищанова,
- Математики – Васильев Б.П.
Традиции:
- пионерские сборы дружины;
- пионерские костры;
- встречи с интересными и знаменитыми людьми – Героем Советского Союза майором Алексеенко и полковником Горбачевым
1956-1957 уч. год
Школа делает первый выпуск учащихся в количестве 19 человек.
В период за 1956-1958 уч. годы школа выпускает 43 ученика.
Весной, благодаря инициативе и личному участию директора, разбит цветник возле школы, высажено много цветов, поставлена изгородь. Возле школы посажено 130 деревьев, 60 кустарников, организован уход за ними.
Оборудованы мастерские. И хотя помещения неуютные, неотапливаемые, не было ни одного станка, ребята занимались с воодушевлением.
Работают кружки: хоровой, танцевальный, авиамодельный, исторический, физический, географический, библиотекарский.
Традиции:
- исторические вечера (посвящены революции, памяти Суворова);
- новогодние елки;
- вечера юннатов (посвящены 100-летию со дня рождения Мичурина);
- открытые сборы пионерской дружины;
- лекции для родителей («Воспитание детей в семье и школе», «Влияние положительных факторов на воспитание ребенка», «О борьбе с детской безнадзорностью»).
Перед собранием вывешиваются ведомости успеваемости по каждому классу; отдельно список отличников и список, имеющих двойки; выпускается «Колючка», где подвергаются критике родители, плохо воспитывающие детей.
1958-1959 уч. годы
Средняя школа. Директор школы — Е.И.Шекстель.
Школа работает в приспособленном помещении. Учебное оборудование плохое.
Всего учащихся — 592. Успеваемость составляет 92%.
В школе работает 35 учителей (высшее образование – 9 человек, незаконченное высшее – 6, среднепедагогическое – 11).
В 1959 г. строится новое здание школы. Отпущено 200 тысяч рублей на оборудование школы.
Сложилась уже целая система воспитательной работы:
- общественно-политическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- воспитание дисциплины;
- воспитание культуры.
Школа начала успешно решать вопрос о преодолении абстрактности преподавания, разрыва обучения и практической направленности.
Учитель русского языка и литературы Рудина С.М. участвует в областных педагогических чтениях и рекомендована на республиканские.
Традиции:
— создан хоровой самодеятельный коллектив учащихся и учителей, который неоднократно награждается в районе и городе.
Октябрь 1959 г. Учащиеся 5 школы получают новое красивое здание.
1959-1960 уч. годы
Школа занимает новое здание.
Директор школы — Шекстель Е.И.
11 классных комнат, 1 лабораторная комната, спортзал, буфет. Из-за большого количества учащихся даже в новом здании ощущается недостаток в учебных помещениях.
Поэтому библиотека размещается в квартире сторожа, класс домоводства – в квартире директора, военный кабинет – в снарядной спортзала, пионерская комната – в раздевалке спортсменов, группа продленного дня – в учебном классе.
Раздевалки находятся на третьем этаже, что нарушает общий порядок во время занятий учебных смен.
В школе работает 42 учителя (высшее образование – 17, незаконченное высшее – 7, среднепедагогическое – 11, заочники – 2).
Успеваемость составляет 94,7%.
Учителя начальной школы – Кривоносова Т.И., Реут В.И., Сорокина В.К., Ноткина Ц.Я., СоболеваО.М.
Рабочий инструмент первоклассника – карандаш, чернила, чернильница и обязательно промокательная бумага. А лучшие ученики получают право писать деревянной ручкой с тонким школьным пером.
Учителя истории – Дорощук А.Д., Добровольская И.И., Шекстель Е.И., Свердлина Р.Д.
Учителя физики – Ильина А.М., Юдасина Л.И.
Учителя русского языка и литературы – Макрицкий В.И., Зайцева Е.С., Рудина С.М.
Учитель столярного дела – Августинов Я.П.
Учитель военной подготовки – Потемкин М.С.
Созданы методические объединения учителей 1-4 классов, учителей математики, языковедов.
На городской выставке учебно-методической работы школа отмечена положительно.
Традиции:
- вечера юбилейно-исторического характера («40-летие БССР», «1905 год на Витебщине»);
- вечера биографического характера, посвященные деятельности выдающихся исторических деятелей;
- сборы пионерской дружины совместно с комсомольским собранием школы («Празднование 90-летия со дня рождения В.И.Ленина»).
1960-1961 уч. годы
Директор школы — И.Е.Зайцев.
Всего учащихся – 789.
Работают специализированные кабинеты.
Создан школьный музей Ильича.
1961 г.
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник в пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
А.Т.Твардовский
Первый в мире летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, преодолевая земное притяжение, совершил полет в космос. Нам очень повезло. Суражское шоссе переименовывают в улицу имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Школа № 5 занимает центральное место на этой замечательной улице. И это не случайно. Поиск, стремление к новой высоте – важные качества не только для освоения космоса, но и для освоения знаний.
1961-1962 уч. годы
Школа работает в три смены.
По-прежнему из-за большого количества учащихся ощущается недостаток в учебных помещениях: библиотека школы перемещается в квартиру директора, а класс домоводства размещается в комнате сторожа.
Традиции:
- воспитание октябрьских звездочек на примере жизнедеятельности В.И.Ленина;
- пионерский отряд 6 «А» класса борется за присвоение звания имени Ю.А.Гагарина;
- комсомольская организация ведет сбор материала для создания экспозиции «Всю Вселенную прошел нигде бога не нашел».
1962-1963 уч. годы
Всего учащихся – 971. В школе нет помещения для группы продленного дня.
Традиции:
- лекторий для родителей;
- экскурсии на предприятия города;
- клуб интересных встреч с участниками Октябрьской революции и гражданской войны;
- предметные школьные вечера;
- вечера спорта, туристические походы;
- день книги (1 раз в месяц);
- встречи с передовиками социалистического труда, стахановцами;
- читательские конференции;
- сбор макулатуры и металлолома;
- действуют кружки: хоровой, физкультурный, физический, исторический, литературный, шахматно-шашечный, драматический.
1964-1965 уч. годы
Школа имеет типовые классы и лаборатории.
30 классов-комплектов (15 начальных классов: первых – 4 класса; вторых – 4 класса; третьих – 4 класса; четвертых – 3 класса).
Количество учеников – 1100 человек (1-4 классы – 590 человек, 5-8 классы – 433 человека, 9-10 классы – 87 человек). Работает 2 группы продленного дня.
Школа рассчитана только на 440 человек, в связи с переполненностью учащиеся занимаются в три смены.
Нет учительской, пионерской комнаты (размещена в приспособленной комнате – раздевалке спортзала).
При школе имеются мастерские, в которых оборудованы классы: слесарный, столярный, машиноведения.
Школа третий год работает по 10-летнему плану с производственным обучением. По производственному плану обучаются 9,10 классы. Для обучения учащихся производственной базой являются: ватинно-ватная фабрика, текстильная фабрика, комбинат строительных материалов.
Пришкольный участок включает:
- овощной участок – 150 м<sup>2</sup>;
- коллекционный участок – 100 м<sup>2</sup>;
- плодово-ягодный участок – 100 м<sup>2</sup>;
- годовальник кустарников и деревьев – 150 м<sup>2</sup>.
Школа подготовила 53 спортсмена-разрядника: II взрослый разряд – 6 человек, III взрослый разряд – 8 человек, юношеский – 39 человек.
Подготовлено судей по спорту – 23 человека и 16 инструкторов-общественников. Выполнили нормативы Всесоюзного комплекса ГТО 1 степени – 18 человек, БГТО – 81 человек.
Традиции:
- создание Ленинского музея (к 95 годовщине со дня рождения В.И.Ленина);
- переписка пионеров школы с пионерами городов-героев Одессой и Ленинградом;
- сбор материала о героях Великой Отечественной войны (к 20 годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне);
- встречи с участниками Великой Отечественной войны;
- участие октябрят и пионеров в художественной самодеятельности (создан хор «Орленок» — 70 человек);
- крупные мероприятия сопровождаются оркестром (мальчики 7-8 классов занимаются в клубе строительного комбината в духовом оркестре);
- по выходным дням в клубе строительных материалов работает кинотеатр «Орленок». Вся работа ведется пионерами и комсомольцами. Директор театра, кассир, контролеры, механики – все это учащиеся школы.
- дежурство пионеров на остановках трамвая и автобуса, в скверах; следят за соблюдением порядка учащимися вне школы;
- помощь престарелым и инвалидам войны.
1966-1967 уч. годы
Всего учащихся – 871. В первых классах обучается 120 человек, во вторых – 124.
Школа в связи с недостатком учебных помещений работает в три смены.
Традиции:
- торжественный прием в октябрята и пионеры;
- шефская помощь детскому саду;
- благоустройство пришкольной территории;
- сбор урожая с овощного и плодово-ягодного участка для нужд школьной столовой.
1968-1969 уч. годы
Всего учащихся – 959. Отличников – 59. На «4» и «5» — 34.
Русский язык преподают: Пацай А.М., Кособуцкая М.А.
Математику: Юдасина Л.И., Лукашенок Т.Л.
Иностранный язык: Лившиц А.Б., Церлюкевич Р.М.
Физику: Дмитриева А.Г.
Химию: Соломонова Л.Б.
Историю и обществоведение: Болозев А.М.
Традиции:
- изучение материалов съездов КПСС на уроках и во внеурочное время;
- трудовые десанты;
- комсомольские собрания;
- сборы пионерской дружины и отрядов;
- оказание шефской помощи ветеранам войны и труда.
1969-1972 уч. годы
Директор школы — Чуб В.И.
Всего учащихся – 870-878 человек.
Традиции:
— эти годы были посвящены достойной встрече 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. В школе прошли Вахты памяти, возложение венков к памятнику В.И.Ленина, Ленинские чтения.
С 1972 по 1994 гг. школу возглавляет Януленок Елена Николаевна.
1972-1973 уч. годы
Всего – 846 учеников.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе — Зеленков Иван Павлович.
Завуч начальных классов – Федоренко Т.А.
Всего 42 учителя (из них 70% с высшим образованием, 78,5% имеют опыт работы от 10 и более лет).
Учителя: Реут В.И., Лукашенок Т.Л., Соломонова Л.Е., Шалимова Н.С., Титовец М.Я., Кривоносова Т.Н., Сухорукова Т.Г., Стреленко М.М., Пацай А.М.
Во внутришкольной олимпиаде участвует 208 учащихся, 26 человек принимают участие в городской олимпиаде, из них получили дипломы 3 категории:
по математике – 6 учеников, по физике – 1 ученик, по химии – 1 ученик, по биологии – 2 (один – 1 категории), по английскому языку – 1 ученик.
9 февраля 1972 г. Исполком Октябрьского районного Совета депутатов рассмотрел вопрос «О работе СШ № 5 по выполнению Постановления бюро Витебского обкома КПБ «О работе Октябрьского ОК КПБ по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»».
Для родителей учащихся систематически читают лекции и проводят беседы, например: «Роль семьи в преодолении второгодничества». Работает родительский лекторий, проводится научно-практическая конференция «Учись учиться», проходят недели науки по математике, физике, химии, биологии.
Обобщается опыт учителя математики Юдониной Л.И. и учителя 1-го класса Стреленко М.М.
1973-1974 уч. годы
Количество учащихся – 840. Отличников – 36, успевает на «4» и «5» — 300.
Количество учителей – 45 (учителей 1-3 классов – 6 человек, членов КПСС – 11, имеют среднеспециальное образование – 13, заочников – 1).
Оборудуются учебные кабинеты физики, химии, истории, биологии, географии, домоводства. Проводятся факультативы, по НВП организованы кружки «Меткие стрелки» и «Юные стрелки».
Учителя:
- математики: Юдасина Л.И. (7-ые классы), Андреева А.В. (10-ые классы);
- истории: Хорушевская М.А.
- химии: Садовская Т.С.
- биологии: Лешко Н.П.
- основ законодательства: Турко М.С.
1974-1975 уч. годы
Количество учащихся – 798. Отличников – 37, на «4» и «5» — 272.
Количество учителей – 43 (высшее образование – 32 человека, незаконченное высшее – 3, среднее 8 человек).
Награждение учителей:
Кривоносова Т.Н. – значок «Отличник народного образования»; Реут В.И. – значок «Отличник народного образования»; Януленок Е.Н. – «Грамота Министерства просвещения БССР». Занимаются в университете марксизма-ленинизма 3 человека.
Члены общества «Знание» — 32 человека.
Пропагандист – 1 человек (Януленок Е.Н.)
Учителя:
- русского языка и литературы: Пацай А.М., Шалимова Н.С.
- математики: Андреева А.В., Чепелева А.Б., Лукашонок Т.Л.
- начальных классов: Реут В.И., Стреленко М.М., Кривоносова Т.Н.
- физики: Карпенко Л.Е.
- истории: Гурко А.А.
- химии: Соломонова Л.Е.
- немецкого языка: Альхимович А.И.
- английского языка: Церлюкевич Р.М.
1975-1976 уч. годы
Школа работает под девизом: «Каждому школьнику – глубокие знания и практические навыки».
Число учащихся – 747. Отличников – 56, на «4» и «5» — 249.
Количество учителей – 42 (с высшим образованием – 31, с незаконченным высшим – 4, со среднеспециальным – 7).
Оснащаются учебные кабинеты физики, химии, биологии, географии, истории, домоводства, математики, русского языка, черчения, английского языка, начальных классов.
Работают факультативы по математике, русской литературе, физике, этике, металлообработке.
Приняли участие в сдаче норм ГТО 533 человека.
Сдали нормы ГТО: 1 степени – 3 человека, 2 степени – 68 человек, 3 степени – 56 человек.
1976-1977 уч. годы
Школу закончило 66 выпускников, из них двое учащихся награждены золотыми медалями.
1977-1978 уч. годы
Число классов-комплектов – 22.
Количество учащихся – 660 человек.
Ученики принимают участие в олимпиадах. Имеются победители:
- в городской олимпиаде: по биологии – 1 человек, по математике – 1 человек.
- в республиканских соревнованиях «Лучший по профессии» — 1 человек.
Ведется туристическо-краеведческая работа.
Всего учащихся 4-10 классов – 390. Из них награждены значком «Юный турист» — 141, значком «Турист СССР – 8 человек.
1979-1991 уч. годы
В этот период школа осуществляет учебно-воспитательный процесс в привычном режиме: активно работают октябрята, пионеры, комсомольцы.
Традиции:
- политинформации для учителей и учащихся, установлен единый политдень;
- совместные пионерские и комсомольские собрания, открытые партийные собрания;
- работа санпостов под руководством Общества Красного Креста;
- сбор макулатуры и металлолома;
- присвоение пионерским отрядам имен выдающихся людей: З.Портновой, В.Хоружей, З.Туснолобовой-Марченко, А.Матросова и др.
- развитие спортивного движения: учащимися завоеваны 10 кубков;
- участие во Всесоюзном олимпийском движении, городских кроссах, районных спортивных соревнованиях;
- ежегодное чествование 9 Мая ветеранов Великой Отечественной войны;
- празднование 1 Мая – Международного дня солидарности трудящихся и 7 ноября – годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Участники праздничными колоннами проходят по улицам города, неся знамена и транспаранты;
- несение почетного караула у Вечного огня на площади Победы лучшими учащимися школы;
- посещение завода «Керамика», кирпичного завода, фабрик «ЗИ» и нетканых материалов.
В этот период ведется большая работа по трудовому воспитанию учащихся. Становится традицией ежегодная помощь в сборе урожая колхозу имени Красной армии.
1990-1991 гг. – идет строительство нового здания школы.
В это время 5-11 классы занимаются в помещениях средней школы № 13. Школа будто разделилась надвое: в здании школы № 5 находятся 1-4 классы, директор Януленок Е.Н., а в здании СШ № 13 – 5-11 классы, директор Хвалько Г.С. Весь педагогический состав возглавляет директор Януленок Е.Н. Все педсоветы, конференции, совещания проводятся в вечернее время в здании школы № 5.
Ноябрь 1991 года. Распахнуло двери новое современное здание школы. С этого года школа размещается в двух рядом стоящих корпусах: 2-4 классы – в первом корпусе, 1, 5-11 классы – во втором.
1994-1996 год
С 1994 г. по 2015 школу возглавляет Шерпилова Ирина Николаевна.
В 1994 г. скомплектовано 6 первых классов с обучением на белорусском языке и 4 одиннадцатых класса (выпускных).
С 1995 г. школа переходит к работе по осуществлению идей гуманизации обучения и воспитания, рассчитанной на пять лет.
В 1995 г. открыт 1 класс с углубленным изучением английского языка. Предмет преподают лучшие учителя школы: Хамицевич Н.С., Михальченко Т.В., Михно Ж.А.
На основании приказа директора школы № 91 от 29.05.1995 года в школе открыт краеведческий музей.
В этом году заключены договоры с Витебским государственным технологическим институтом и Витебским государственным педагогическим институтом им. С.М.Кирова.
1996 г. Открыт музей Боевой славы.
Музей создан по инициативе ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Б.Хмельницкого III степени, ордена Отечественной войны I степени Александра Николаевича Овчинникова.
1996-1997 уч. годы
Первый выпуск профильных классов:
- физико-математический класс (кл. руководитель Чепелева А.Б.)
золотые медали: Булычева О., Фролова М., Ворохобко В.
серебряные медали: Дук М., Запольский И., Сахаров Д., Дюбкова О., Климчак А.
(100% поступление в Витебский государственный технологический институт)
- естествоведческий класс (кл. руководитель Смирнова Н.Н.)
Серебряные медали: Кудрявцев Д., Попова А., Прищепова Н.
На базе естествоведческого класса выпускники сдают совмещенный экзамен по географии для поступления в Витебский государственный педагогический институт им. С.М.Кирова.
Испытания выдержали все медалисты и сразу зачислены студентами 1 курса биологического факультета (специальность география) Витебского государственного педагогического института.
Первый выпуск профильных классов.
11 «А» класс
- Антипова Екатерина
- Банденок Татьяна
- Барановская Людмила
- Булычева Ольга
- Ворохобко Василий
- Горнова Марина
- Гришанович Ирина
- Дук Максим
- Дюбкова Ольга
- Запольский Игорь
- Зеленьков Михаил
- Климчак Андрей
- Колбанов Максим
11 «Б» класс
- Василенок Светлана
- Гомбалевская Ольга
- Гуща Вадим
- Давыденко Вадим
- Деревянко Сергей
- Иванов Игорь
- Еременко Трофим
- Землякова Оксана
- Казимиров Игорь
- Коваленко Александр
- Корнев Владимир
- Кудрявцев Дмитрий
- Лабзова Наталья
- Левко Ольга
- Короткевич Максим
- Крученкова Анна
- Минаева Алеся
- Михасева Юлия
- Мухаева Виктория
- Павлосюк Елена
- Приставко Татьяна
- Протопопов Павел
- Старченко Александр
- Скобова Екатерина
- Сахаров Дмитрий
- Ткачева Алеся
- Фролова Марина
- Лисовская Ирина
- Мандрикова Светлана
- Морозов Андрей
- Москалева Наталья
- Овсянко Ольга
- Попова Олеся
- Прищепова Наталья
- Разумчик Елена
- Стуканова Алеся
- Тищенко Илона
- Турлаева Татьяна
- Угневенок Елена
- Чуприянова Анастасия
- Хоменок Юлия
Выпускники профильных классов подтвердили целесообразность работы по данным направлениям. В этот же год школа фронтально проверяется Управлением образования г. Витебска. По итогам проверки рекомендовано открыть лицейские классы.
1996 г. В районном конкурсе молодых специалистов «Золотой ключ» участвует команда учителей школы № 5: Борщевская М.Ф., Быстрова Т.М., Драчевская С.М., Борейша О.В., Мягкова Н.А. и занимает почетное III место.
1997 г. В районном конкурсе молодых специалистов «Золотой ключ» команда учителей школы № 5: Киселева Л.В., Мягкова Н.А., Быстрова Т.М., Драчевская С.М. занимает I место.
1998 год
На основании решения Витебского городского исполнительного комитета № 400 от 14.05.1998 г. в школе открыты лицейские классы:
математико-технологический на базе Витебского государственного технологического университета (ВГТУ), естествоведческий и гуманитарно-педагогический на базе Витебского государственного университета им. П.М.Машерова (ВГУ).
И первый праздник-посвящение в лицеисты – проходит в школе накануне празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина.
На пороге наших дней,
В перепутье общежитий,
Ты наш друг и наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Так прокладывается мостик из пушкинского отрочества в наше отрочество, ведь Лицей – это образ юности, душевного богатства. В школе создаются творческие группы учителей, в том числе группа по дифференцированному обучению (возглавляет Савостеенко С.Е.).
При школе открывается профильный лагерь. Формируются отряды: математико-технологический и естествоведческий.
Учащиеся 10-ых классов занимаются поисковой и исследовательской деятельностью.
С 1998 г. коллектив работает по реформированию начальной школы: открываются два подготовительных класса 6 лет на базе детского сада № 39 и три подготовительных класса 7 лет (с углубленным изучением иностранного языка, с художественно-эстетическим уклоном и обычный класс).
В школе работают 4 учителя с высшей категорией (Шерпилова И.Н., Леонова Н.Ф., Рощинская Н.П., Януленок Е.Н.), 30 учителей – с I категорией, 62 – со II категорией.
На городских предметных олимпиадах 17 учащихся стали победителями.
Созданы детские организации: «Витьбичи» (385 человек), пионерская организация (160 человек), БРСМ (8 человек).
1999-2000 уч. годы
В школе создается научное общество учащихся (руководитель – учитель химии Бонадысенко Е.А.). С этого времени ежегодно проходит научно-практическая конференция «Научно-исследовательская деятельность учащихся – вклад в науку ХХI века» с участием преподавателей ВГТУ и ВГУ им. П.М.Машерова.
В 1999-2000 уч. году 9 учащихся школы стали победителями городской предметной олимпиады, два выпускника школы награждены золотыми медалями, восемь – серебряными.
В 2000 г. команда учителей школы: Богданова О.В., Овчинникова В.В., Коханский Д.В., Повстяная О.Л. участвует в районном конкурсе молодых специалистов «Золотой ключ» и завоевывает III место.
2000 год
Рождается эмблема школы.
Раскрытые крылья аиста символизируют рождение нового человека в обществе, книга -стремление к познанию и нравственному совершенству, планета Земля — любовь к своей Родине, развитие физического здоровья и интеллектуальных способностей.
В школе создан попечительский совет с целью укрепления и совершенствования материально-технической базы школы, благоустройства ее помещений и территории.
2001-2002 уч. годы
Всего учащихся – 1331. Классов-комплектов – 60.
Количество учителей – 115.
Школа работает над внедрением инновационных технологий в обучении и воспитании.
В 2001-2002 уч. году 25 учащихся стали победителями городской предметной олимпиады, из них 3 участника областной олимпиады: Рачковский Алексей (учитель Павлюк С.Н.), Михайлов Александр (учитель Павлюк С.Н.), Шаричков Юрий (учитель Шерпилова И.Н.).
2001 г. Директор школы Шерпилова И.Н. избрана делегатом на 2 Всебелорусское народное собрание, являлась членом президиума данного собрания.
2002 г. Школа занимает 1 место в областном турслете учащихся и 2 место в республике.
Осуществляется переход на 10-балльную систему оценки знаний учащихся.
Рождается гимн школы, слова и музыка написаны выпускником 11 «А» класса Шрубиковым Дмитрием.
Гимн школы
1.Среди высоких зданий,
Как крепость, ты стоишь.
Сокровищница знаний,
Их множишь и хранишь.
Школа,
Тебя дороже нет!
Всего микрорайона ты
Путеводный свет!
2. Со всей округи дети
С утра к тебе идут,
Туда, где окна светят
И где всегда нас ждут
И классы, и уроки,
Товарищи, друзья,
Подруги, педагоги —
Вся школьная семья.
3. Мальчишеское братство,
Союз учителей —
Душевное богатство!
Сокровищ
всех ценней.
Спортивные турниры
И творчество детей…
Ты всех объединила
Под крышею своей!
С этого года стало традицией исполнять гимн выпускниками школы на торжественной линейке, посвященной Последнему звонку.
2003 год
На базе школьного музея создана экспозиция 27-ой Омской дважды Краснознаменной стрелковой дивизии.
Шерпилова И.Н., директор школы, избрана депутатом Областного Совета 24 созыва.
2004 год
Школа определяет свою миссию.
Миссия школы:
- вырастить, подготовить, воспитать человека, готового воспринять жизнь во всех ее проявлениях;
- обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.
2005 год
Средняя школа № 5 стала называться УО «Государственная общеобразовательная средняя школа № 5 г. Витебска».
Школа имеет свой Устав.
В 2005 г. профсоюзный комитет УО «ГОСШ № 5 г. Витебска» (председатель Стрижак Е.П.), общественная комиссия по охране труда первичной организации профсоюза и общественный инспектор по охране труда Драчевская С.М. признаны победителями районного конкурса и областного смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда и награждены Дипломами Витебского областного комитета профсоюза работников образования и науки.
В этом же году общественный инспектор по охране труда Драчевская С.М. признана победителем общереспубликанского смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда с присвоением звания «Лучший общественный инспектор по охране труда Федерации профсоюзов Беларуси» и с вручением ей Диплома Совета ФПБ.
2006 год
Школа является победителем районного конкурса по озеленению пришкольного участка и награждается новым современным компьютерным классом.
На районном конкурсе «Учитель года» занимает II место учитель начальных классов Белкина И.С.
2007 год
Открыты технологические профильные классы (10-ые классы 12-летнего обучения) на базе ВГПТК.
С 2000 по 2007 гг. в районной круглогодичной олимпиаде учащиеся школы занимают призовые места по волейболу, баскетболу, футболу, лыжам.
Лучшие спортсмены школы: Василевич Дмитрий, Артеменко Сергей, Печень Максим, Шишакова Анна, Жук Сергей, Голубев Денис, Кудаков Артем.
2008-2010 уч. годы
Школа работает над реализацией Декрета Президента Республики Беларусь № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» от 17.07.2008 года, который обеспечивает переход школы на одиннадцатилетний срок обучения и дает возможность учащимся расширять свои знания на факультативных занятиях по следующим направлениям:
- естественно-математическому;
- гуманитарному;
- обществоведческому;
- экологическому;
- спортивному.
В 2009/2010 учебном году школа выпускает последние 11’ классы.
Педагогический коллектив состоит из 84 высококвалифицированных учителей, которые ежегодно повышают свое мастерство (94,5% учителей имеют первую и высшую категории).
Результатом деятельности учителей является поступление выпускников в различные учебные заведения, из которых 48% учатся в ВУЗах.
2010/2011 учебный год
В 2010/2011 учебном году педагогический коллектив школы состоит из 79 высококвалифицированных учителей. В школе обучается 645 учащихся, 23 ученика обучаются на 9-10 баллов.
Результатом деятельности учителей является поступление выпускников в различные учебные заведения, из которых 54% учатся в ВУЗах.
2011/2012 учебный год
В 2011/2012 учебном году образовательный процесс осуществляют 76 высококвалифицированных учителей. В школе обучается 625 учащихся, 19 ученика обучаются на 9-10 баллов.
К услугам учащихся и их законных представителей организованы факультативные занятия, занятия по интересам, в которых занято 89,6% учащихся.
2012/2013 учебный год
В 2012/2013 учебном году педагогический коллектив школы состоит из 68 высококвалифицированных учителей. В школе обучается 596 учащихся, 27 учеников обучаются на 9-10 баллов. Расширяется спектр образовательных услуг: факультативные занятия, занятия по интересам, спортивные кружки и секции, проводятся общешкольные мероприятия, ставшие традиционными: предметные недели, научно-практическая конференция учащихся, круглогодичная олимпиада и т.д.
2013/2014 учебный год
В 2013/2014 учебном году образовательный процесс осуществляют 68 высококвалифицированных учителей. В школе обучается 572 учащихся, 17 учеников — на 9-10 баллов.
К услугам учащихся и их законных представителей организованы факультативные занятия, занятия по интересам, групп на платной основе, в которых занято 94,6% учащихся. В этом учебном году открыт профильный класс гуманитарного направления, учащиеся которого изучают на повышенном уровне английский язык, русский язык.
2014/2015 учебный год
В 2014/2015 учебном году образовательный процесс осуществляют 62 высококвалифицированных учителя. В школе обучается 572 учащихся в 22 классах. Продолжает работу профильный класс гуманитарного направления с повышенным уровнем изучения английского языка, русского языка. Открыт 10-й профильный класс с группой изучения на повышенном уровне английского, русского языков; математики и физики.
2015/2016 учебный год
В 2015/2016 учебном году образовательный процесс осуществляют 62 высококвалифицированных учителя. В школе обучается 583 учащихся в 23 классах. Продолжает работу профильный класс гуманитарного направления с повышенным уровнем изучения английского языка, русского языка. Продолжает работать профильный класс с группой изучения на повышенном уровне английского, русского языков; математики и физики.
2016/2017 учебный год
В 2016/2017 учебном году образовательный процесс осуществляют 58 высококвалифицированных учителей. В школе обучается 594 учащихся в 23 классах. Продолжают работать 10, 11 профильные классы с группой изучения на повышенном уровне английского, русского языков; математики и физики.
2017/2018 учебный год
В 2017/2018 учебном году образовательный процесс осуществляют 64 высококвалифицированных учителя. В школе обучается 610 учащихся в 25 классах. Продолжают работать 10, 11 профильные классы с группой изучения на повышенном уровне английского, русского языков; математики и физики.
2018/2019 учебный год
В 2018/2019 учебном году образовательный процесс осуществляют 65 педагогов. В школе обучается 618 учащихся в 26 классах. Продолжают работать 10,11 профильные классы с группой изучения на повышенном уровне английского, русского языков; математики, физики и группой с изучением предметов на базовом уровне и обучением по трудовому обучению с присвоением разряда по профессии.
2019/2020 учебный год
В 2019/2020 учебном году педагогический коллектив стабилен. В школе обучается 653 учащихся. В 10,11 классах продолжается обучение учащихся на повышенном уровне по предметам: английский язык, русский язык, математика.
2020/2021 чебный год
В 2020/2021 учебном году в учреждении образования работает 63 педагога ,из них 21 имеют высшую квалификационную категорию,13-первую,8-вторую,4-без категории. Обучается 656 учащихся в 27 классах. Учащиеся 10,11 классов имеют возможность изучать предметы на повышенном уровне. Организовано сотрудничество с ВГТУ ,на базе которого учащиеся 10,11 классов посещают факультативные занятия по математике. Для учащихся10 класса организовано профессиональное обучении по специальности оператор электронно-вычислительных машин.
2021/2022 учебный год
В 2021/2022 учебном году в учреждении образования функционирует 28 классов.Образовательный процесс осуществляют 65 педагогов, социальный педагог,педагог-организатор,педагог-психолог.К услугам учащихся школьная библиотека,в читальном зале которой можно ознакомиться с необходимой литературой,подготовиться к уроку.
Продолжают работать профильные 10,11 классы,в которых учащиеся на повышенном уровне изучают математику,английский язык,физику.Впервые в 10 классе открыта группа аграрной направленности. В 5,6 классах учащиеся в группах изучают на повышенном уровне английский язык.
Работает Школа будущего первоклассника.
Традиции:
- Праздники первый и последний звонок;
- Игра-путешествие «По лучам октябрятской звездочки»;
- Праздник пионерской дружбы;
- Конкурс «Мисс Осень»;
- Конкурс поделок » Праздник осени»;
- Конкурс «Танцевальный флешмоб»;
- Праздник «Новогодние приключения»;
- Экологический праздник;
- Литературная гостиная «В стихах и песнях их подвиг воспет»;
- Фестиваль «Уроки, о которых нельзя забывать»;
- Спортивные праздники;
- Мероприятия в рамках месяца гражданско-патриотического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
- Волонтерский отряд «Рука в руке».
Достижения:
В 2022 году произошло знаковое событие для педагогического коллектива и учащихся – учреждению образования присвоено имя Героя Советского Союза, Почётного гражданина города Витебска Богомазова Григория Ивановича.
Ежегодно школа принимает участие в конкурсе «100 идей для Беларуси». В этом году был представлен проект «Остановка «В космосе». Проект был разработан учителем английского языка Соловьевой М.С. и был представлен на областном и республиканском этапах конкурса.
Систематическая физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с учащимися в школе позволяет занимать призовые места в районных и городских соревнованиях.
Результаты выступлений
в районной спартакиаде школьников
Районная спартакиада | ||
2019/2020 | 2020/2021 | 2021/2022 |
I место | I место | I место |
Классные руководители, учителя-предметники, учащиеся принимают участие и занимают призовые места в районных и городских конкурсах.
№ п/п | Учитель | Конкурсы, конференции |
Ломакина С.В. | Областной конкурс буктрейлеров «Книги-юбиляры» (по повести В.Быкова «Пакахай мяне, салдацiк») | |
Кривулец Е.А. | Городской этап областного конкурса (номинация «Экодизайн интерьера») | |
Минчукова А.А. | Городская онлайн-выставка детского творчества «Рождественская сказка» | |
Минчукова А.А. | Областной этап конкурса «Лёд. Цветы. Фантазия» | |
Кривулец Е. А. | Городской этап областного конкурса «Энергомарафон» в номинации «Лучшая методическая разработка занятия по энергосбережению» | |
Смыковская Е.Э. | Городской этап областного конкурса «Энергомарафон» в номинации «Лучшее зрелищное воспитательное мероприятие по энергосбережению» |
В 2023-2024 учебном году открыта первая в Октябрьском районе г.Витебска роболаборатория.