ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ государственного учреждения образования «Средняя школа №5 г.Витебска имени Г.И.Богомазова»

1.Настоящий школьный стандарт разработан на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322.

2. Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Витебска имени Г.И.Богомазова» (далее – учреждение образования, школа) обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, другой деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.

Локальные правовые акты Учреждения образования не противоречат актам законодательства.

4. Учреждение образования:

4.1. реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, программу дополнительного образования детей и молодёжи;

4.2. имеет права:

осуществлять приносящую доход деятельность;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;

размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о кадровом составе педагогических работников (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), уровень образования, квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также с согласия указанных лиц иные сведения о них);

проверять подлинность документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

быть членом ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

5. Учреждение образования обеспечивает:

качество образования;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);

моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

меры социальной защиты учащихся;

создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;

участие в формировании контрольных цифр приема;

ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами Учреждения образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также, по их запросу – с учебно-программной документацией;

разработка с участием органа самоуправления, в который входят законные представители несовершеннолетних учащихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних учащихся информации об осуществлении образовательного процесса и его содержании, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

6. В Учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или другая противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

7. Не допускается использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся.

8. При реализации экспериментального и инновационного проекта должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.

9. В учреждении образования должны быть созданы условия для реализации образовательного процесса:

учебно-методическое обеспечение;

кадровое обеспечение;

материально-техническая база.

10. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждениях образования предусматривают:

укомплектованность   педагогическими, и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;

наличие должностных инструкций педагогических, руководящих и иных работников;

обеспечение повышения квалификации педагогических работников;

проведение аттестации педагогических работников.

11. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:

11.1. освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;

11.2. создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;

11.3. эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;

11.4. внедрение электронных сервисов, используемых:

педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;

учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в учебной, исследовательской и проектной деятельности;

законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса.

12. В учреждении образования имеются:

помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;

помещения для занятий физической культурой и спортом; помещение медицинского назначения;

помещения для организации питания учащихся, педагогических и иных работников Учреждения, оборудованные в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации образовательных учреждений образования;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

13. В учреждениях образования должны соблюдаться требования законодательных актов по:

санитарно-гигиеническому обеспечению;

пожарной безопасности;

транспортному обеспечению учащихся;

организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения Учреждения;

организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;

установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.

14. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения образования.

15. Педагогические работники Учреждения образования в соответствии с актами законодательства имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;

участие в управлении учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы.

16. Педагогические работники обязаны:

Участвовать в реализации государственной политики в сфере образования;

организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения обучающихся, их законных представителей, коллег;

добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно совершенствовать свой профессионализм;

формировать у учащихся духовно-моральные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;

быть честными, искренними, справедливыми и открытыми в общении; проявлять доброжелательность, вежливость и такт, не допускать конфликтов во взаимоотношениях;

в рамках законодательства сохранять в тайне лично доверенную информацию; способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе;

соблюдать этические принципы и нормы в медиа пространстве; соответствовать статусу педагогического работника по внешнему виду, поведению, культуре общения.

17. Педагогические работники учреждения образования не имеют права оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям и темам, включая помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

18. Педагогическим работникам учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях, а также побуждать обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.

19. Учащиеся учреждения образования имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;

 получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утверждаемым постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 149;

уважение своего человеческого достоинства, защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, неуважения.

охрану жизни и здоровья во время образовательного и воспитательного процессов;

использования учебников, учебных пособий в соответствии с законодательством;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и физкультурно-спортивной базой учреждения образования;

участие в управлении учреждение образования;

отдых на переменах, оздоровление во время каникул;

создание благоприятных условий для самообразования;

объективную оценку результатов учебной деятельности;

сохранение места в учреждении образования в случае в случаях направления для обучения и лечения в санаторной школе интернате;

изучение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с группой здоровья;

посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

выбор факультативных занятий в рамках, установленных учебным планом учреждения образования в соответствии с количеством часов факультативных занятий и с учетом максимально-допустимого объема учебной нагрузки на одного учащегося на неделю, установленного специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями содержания и эксплуатации учреждения образования;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;

получение питания в порядке, определенном законодательством;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и иных образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;

защиту от любых противоправных действий.

20. Учащиеся учреждения образования обязаны:

проявлять вежливость и доброжелательность в общении с преподавателями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;

активно участвовать в общественной жизни учреждения образования;

добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самообразованию и развитию своих способностей;

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания;

уважительно относиться к членам своей семьи, преподавателям, обучающимся и другим участникам образовательного процесса;

придерживаться делового стиля одежды. Это строгий, сдержанный стиль одежды, который может включать общие (одинаковые) элементы школьной одежды с размещением одного из элементов эмблемы учреждения общего среднего образования (куртка, жилет, сарафан, платье). Для мальчиков (юношей) деловой стиль одежды может включать куртку, жилет, брюки, рубашку с короткими и длинными рукавами, водолазку, галстук. Для девочек (девушек) — куртку, жилет, юбку, брюки, блузку с короткими и длинными рукавами, водолазку, сарафан, платье. В зимнее время деловой стиль одежды может включать трикотажный свитер;

выполнять требования учителей и родителей по использованию средств связи и видеозаписи, интернет-общения, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве.

С 1 сентября 2025 года вводятся ограничения на использование учащимися мобильных телефонов не только во время занятий, но и на весь период их пребывания в учреждении образования. Соответствующие требования предусмотрены Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (постановление Министерства образования от 03.08.2022 № 227 в редакции от 30.07.2025 № 136).

В учреждении образования определены:

места хранения мобильных телефонов учащихся;

установлен порядок сдачи учащимися мобильных телефонов до начала занятий и порядок выдачи мобильных телефонов после окончания занятий;

определены ответственные за реализацию установленного порядка сдачи (выдачи) мобильных телефонов.

Ограничения по использованию мобильных телефонов не распространяются на учащихся, имеющих соответствующие медицинские показания для жизнеобеспечения;

поддерживать порядок на своем рабочем месте;

заботится о своем здоровье и здоровье других участников образовательного процесса, уважительно относиться к их национальным и религиозным принадлежностям;

бережно относится к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории.

21. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования имеют право:

знакомиться со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на образовательную деятельность, свидетельствами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, а также с учебно-программной документацией;

получать информацию о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности, обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в состав которого входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

22. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования обязаны:

обеспечивать условия для обучения и развития учащихся;

создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать соблюдение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка учащихся;

не допускать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с педагогами и другими родителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность;

поддерживать конструктивные и доверительные отношения с участниками образовательного процесса, взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей;

способствовать созданию позитивных отношений в ученическом коллективе и родительской общественности;

соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;

подавать положительный пример своему ребенку своим внешним видом, поведением, культурой общения.

23. Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении учащихся Учреждения определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.