
Инновационный проект «Внедрение модели эффективного наставничества для обеспечения профессионального и личностного роста педагогов как основы повышения качества образования при реализации образовательных стандартов»
Темы педагогических исследований педагогов-инноваторов
№ п/п | Фамилия, имя, отчество педагога | Должность, квалификационная категория | Тема педагогического исследования |
1. | Гущенко Любовь Евгеньевна | Директор, высшая квалификационная категория | Особенности осуществления управленческих функций руководителя при внедрении в практику работы учреждения общего среднего образования республиканского инновационного проекта |
2. | Ефременко Алла Анатольевна | Заместитель директора по учебной работе, председатель аттестационной комиссии, руководитель «Школы становления молодого педагога», высшая квалификационная категория | Совершенствование форм и содержания работы учебно-методических объединений учреждения образования, направленной на повышение профессионального уровня опытных педагогов и профессиональное становление молодых специалистов при условии внедрения в их практику наставничества |
3. | Жубаркин Владимир Эдуардович | Заместитель директора по учебной работе (начальные классы), высшая квалификационная категория | Внедрение современных технологий и электронных средств обучения для повышения исследовательских и информационных компетенций педагогов |
4. | Шушкевич Ирина Леонидовна | Заместитель директора по учебной работе (факультативы), координатор инновационного проекта высшая квалификационная категория | Внедрение современных видов и форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися |
5. | Григорьева Ирина Ивановна | Педагог-наставник, высшая квалификационная категория | Внедрение современных техник наставнической деятельности в методическую работу по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов |
6. | Дубовец Ольга Александровна | Информатизация, информационно-коммуникативная поддержка проекта, первая квалификационная категория | Внедрение современных методов, приемов и технологий работы с одаренными и высокомотивированными учащимися на уроках естественно-математического цикла предметов и во внеурочной деятельности |
7. | Жебентяева Елена Михайловна | Председатель учебно-методического объединения учителей естественнонаучного цикла предметов, руководитель школьного научного общества учащихся «Эврика», высшая квалификационная категория | Внедрение современных техник и приемов в работе с педагогами, руководящими проектно-исследовательской деятельностью учащихся, по повышению их компетентности в оформлении, представлении и презентации результатов исследований |
8. | Ивонина Елена Владимировна | Педагог-наставник, высшая квалификационная категория | Внедрение разноуровневого подхода в методическую работу по повышению профессиональной компетентности опытных и молодых педагогов |
9. | Ломакина Светлана Владимировна | Педагог-наставник, высшая квалификационная категория | Внедрение практик успешного наставничества в методическую работу по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов |
10. | Окунева Наталья Михайловна | Председатель учебно-методического объединения учителей начальных классов, воспитателей, высшая квалификационная категория | Особенности осуществления методической работы в рамках учебно-методического объединения учителей начальных классов при внедрении в его практику наставничества |
11. | Смыковская Елена Эдуардовна | Педагог-наставник, высшая квалификационная категория | Внедрение современных методов, приемов и технологий работы с одаренными и высокомотивированными учащимися начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности |
12. | Тресцова Светлана Васильевна | Председатель учебно-методического объединения учителей-словесников, педагог-наставник, высшая квалификационная категория | Внедрение современных методов, приемов и технологий работы по формированию исследовательских компетенций одаренных и высокомотивированных учащихся на уроках и во внеурочной деятельности |
13. | Шлейтерова Анна Викторовна | Председатель учебно-методического объединения учителей английского языка, педагог-наставник, первая квалификационная категория | Особенности осуществления методической работы учебно-методического объединения учителей английского языка при внедрении в его практику наставничества |
14. | Кукса Екатерина Николаевна | Педагог-психолог, без квалификационной категории | Изучение приемов рефлексирования в оценке собственной педагогической деятельности |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проанализировав в ходе реализации первого этапа инновационного проекта деятельность педагогов-инноваторов, достижения в образовательном процессе, общественной, исследовательской и творческой деятельности, отмечаем следующие результаты: принятие педагогическим коллективом и участниками инновационного проекта его идей; определение педагогами тем педагогических исследований, соответствующих актуальным и современным направлениям наставничества в образовательной практике учреждения образования; ознакомление и освоение в процессе деятельности с современными наставническими практиками по всем исследуемым направлениям; освоение участниками инновационной деятельности технологий коллективного и индивидуального рефлексивного анализа собственных профессиональных достижений и затруднений; адаптация педагогического коллектива к работе в инновационном режиме.
До начала реализации проекта наиболее распространенными в нашем педагогическом коллективе были такие виды наставничества, как фасилитатарство, баддинг и менторинг, которые применялись в работе с молодыми педагогами. В настоящее время, поскольку направления наставничества расширились, при подготовке педагогов к аттестации, к работе с одаренными обучающимися и к представлению опыта, нами успешно освоены и практикуются современные виды: коучинг, супервизия, тьюторство, флэш-наставничество и шедоуинг, реверсивное наставничество. Применяются индивидуальные, групповые, коллективно-индивидуальные, коллективно-групповые, партнерские практики и модели наставничества как на постоянной основе, так и меняются в зависимости от запросов, целей и временного промежутка взаимодействия наставника (-ов) и наставляемого (-ых).
Среди эффективных практик, хорошо зарекомендовавших себя в нашем учреждении образования по всем направлениям наставничества, можем выделить: наставничество «один на один», где идет тесное сотрудничество, в котором наставник делится своим опытом, даёт советы и поддерживает в сложных ситуациях; пары наставников (или проектное наставничество) – сотрудничество двух (или небольшой группы) педагогов, работающих над общей задачей, где они делятся идеями, разрабатывают совместные проекты и поддерживают друг друга в профессиональном росте. Примером их успешного применения служит сотрудничество педагога-наставника Ивониной Е.В. с молодым специалистом Захаренко А.А., в результате которого оба педагога приобрели новые компетенции и результативно представили совместную работу с учащимися над исследовательским проектом, которая имеет свое продолжение. Практика ротационного наставничества получила своё распространение среди учителей начальных классов. Ее активно практикуют педагоги-наставники Григорьева И.И. и Смыковская Е.Э. со своими наставляемыми Кулик Е.А. и Маткиной А.Ю. Регулярно мы практикуем «Круг наставников» для обмена опытом, обсуждения успешных практик и поиска решений общих проблем в рамках ШУМО, творческой группы инновационного проекта, а также совместно с государственным учреждением образования «Средняя школа № 30 г. Витебска имени М.И. Маценко» (реализует областной проект «Наставничество» с молодыми педагогами), что создаёт атмосферу доверия и открытости, способствующую профессиональному развитию всех участников и социума.
Коучинговая модель получила распространение в работе руководства, заместителей директора по направлениям деятельности и руководителя ШНОУ «Эврика» Жебентяевой Е.М., которая является соавтором и успешным реализатором социально-гуманитарных и экологических проектов различного уровня. Практика электронного наставничества используется мною, куратором проекта, что особенно полезно в работе над мобильными проектами или временными задачами при ограниченных возможностях личных встреч.
Участие учреждения образования в инновационной деятельности положительно сказалось на адаптации молодых педагогов к успешному овладению практическими профессиональными навыками, повлияло на результативность в работе с одаренными учащимися, содействовало приобретению и повышению педагогами компетенций по руководству исследовательской и проектной деятельностью учащихся, по обобщению, представлению и трансляции собственного опыта (выступления на научно-практических конференциях областного, республиканского и международного уровней, публикации в СМИ).
В первый год реализации инновационного проекта 27 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации и тематических семинарах-практикумах, что существенно увеличилось в сравнении с предыдущими учебными годами; подготовлено 32 победителя II, 3 победителя III и 2 победителя IV (заключительного) этапов республиканской олимпиады по учебным предметам, что составило соответственно 63%, 100% и 70% от общего количества участников (до этого учебного года были победители только на II этапе); более 10 победителей научно-практических конференций и конкурсов областного и республиканского уровней. Учреждение образования является победителем (1 место) круглогодичной олимпиады школьников по видам спорта среди учреждений образования Октябрьского района г. Витебска численностью до 800 учащихся. Впервые учащиеся Смолевский Станислав (9 «А») и Кузнецов Тимур (11 класс) успешно прошли обучение в Национальном детском технопарке. Кузнецов Тимур представляется на награждение Грантом Президента Республики Беларусь, Журавлев Клим (10 класс) – на получение премии ВОО РОО «Белорусский детский фонд». Наблюдается положительная динамика уровня профессионального мастерства и личностного роста педагогов, в которых преобладает мотивация профессионального самоутверждения, осознание зависимости между собственным вкладом в успешную деятельность учреждения образованияи в ее оценка: 5 педагогов-наставников представили свои материалы на 14 областных, 4 республиканских и 7 международных научно-практических конференциях, подготовили публикации (в 2023/2024 уч.году – 3 педагога /3 публикации).
Повышение уровня профессиональной педагогической компетентности педагогов оказало влияние и на качество образования учащихся: в сравнении с 2023/2024 учебным годом оно повысилось на 11,5% (с 36,5% до 48%); охват обучающихся III ступени профильным обучением увеличился до 100%.
Более 70% учащихся – победителей олимпиад и конкурсов – подготовлены педагогами-наставниками, входящими в состав инновационной творческой группы. Педагоги-наставники по результатам своей профессиональной деятельности отмечены следующими наградами: Благодарностью Национальной Академии наук Беларуси за активное участие обучающихся в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» награждена Жебентяева Е.М. (председатель ШНОУ «Эврика»); педагог-наставник Ивонина Е.В. за результативную работу с одаренными учащимися отмечена Благодарностью председателя Витебского горисполкома и Благодарностью Академии наук Беларуси. Молодые педагоги Захаренко А.А., Котикова Д.А. проявили себя в проводимых творческих, исследовательских проектах (в том числе городской и областной этапы «100 идей для Беларуси») и были отмечены наградами районного комитета общественной организации «БРСМ».
Возникающие риски инновационной деятельности успешно преодолеваются с помощью психолого-педагогической поддержки участников, своевременного оказания им методической помощи, организации соответствующего обучения, а также путем прогнозирования и определения траектории дальнейшего профессионального развития педагогов.
ДЕМОНСТРАЦИЯ И ТРАНСЛЯЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Созданы организационно-управленческие и организационно-методические условия для формирования, обобщения и трансляции педагогического опыта участников инновационной деятельности. Об успешности реализации проекта свидетельствует сформированность первичного инновационного опыта, который был представлен педагогами на заседаниях школьных и районных учебно-методических объединений, семинарах-практикумах, педсовете, в статьях и материалах научно-практических конференций, в СМИ – в виде учебно-методических продуктов, дидактических материалов (Приложения 1-2).
На базе учреждения образования прошел республиканский семинар-практикум «Наставничество – путь к мастерству педагогов в обеспечении качества образования» для учреждений образования Витебской области, реализующих инновационный проект (26.03.3035). Нами была представлена визитка учреждения образования, визитка педагогов-наставников, презентован методический продукт «Адаптационный органайзер для молодого педагога», освещена работа по всем направлениям наставничества. По результатам опыт представлялся на республиканской гостиной «Непосредственные и дистанционные формы наставничества в сопровождении педагогов, работающих с одаренными детьми» (07.04.2025), на республиканской презентации опыта для педагогических работников учреждений образования «Эффективное наставничество как основа профессионального и личностного роста педагогов» (14.05.2025). Содержание мероприятия было освещено официальным Телеграм-каналом «Город Витебск» (26.03.2025), Телеграм-каналом “Настаўніцкай газеты” (27.03.2025). О реализации инновационного проекта была напечатана статья в “Настаўніцкай газеце” “Настаўнікі – настаўнікам” от 11 апреля 2025 года № 27 (8989) и на сайте “Настаўніцкай газеты” (17.04.2025) — https://nastgaz.by/u-shkole-5-vitsebska-stvaryli-zruchny-arganajzer-dlya-maladyh-spetsyyalistau-chym-yon-admetny/.
По результатам проводимого в течение года исследовательского гражданско-патриотического проекта к 80-летию Великой Победы, в котором участвовали многие учащиеся, педагоги-наставники, законные представители, в учреждении образования была открыта музейная комната “Дорогами войны”. Большой вклад в исследовательскую работу, сбор и оформление материалов, экспонатов был внесен высокомотивированными учащимися 10 класса Журавлевым Климом, Пантюховым Сергеем, Смолевским Станиславом, молодым педагогом Захаренко А.А. под руководством педагога-наставника, учителя истории Ивониной Е.В. Информация о результатах работы была опубликована в газетах “Витьбичи” и “СБ. Беларусь сегодня”, проект также был представлен учащимися и педагогами в программе Витебского областного телевидения “Вечерний Витебск” (https://www.youtube.com/watch?v=_bhFaMakERw&list=PLSY7Gkbv4te-SQ-anzzEd-VS0UaikUqk-&index=1), в сюжете “ОНТ” (https://t.me/ontnews/171809) и документально-историческом фильме БТ “Портреты Героев. Богомазов Григорий Иванович” (https://youtu.be/qzaVrv2Xjrg?si=FwbZjjSllo6uHKF9).
Приложение 1
Публикации в средствах массовой информации и педагогической печати
№ п/п | Ф.И.О. | Должность (предмет) | Название СМИ | №, дата публикации | Название публикации |
2022/2023 уч.год | |||||
1. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | «Народная асвета» | №8, 2022 г. | Как повысить профессиональную компетентность педагога |
2. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | «Народная асвета» | №12, 2022 г. | Методологические основы формирования профессиональной компетентности педагога |
2023/2024 уч.год | |||||
3. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Научно-электронное издание УО ФПБ «Международный университет «МИТСО» «Ученые будущего» | Том 2. — С.239 | Информационные технологии в образовательном процессе как важнейшая составляющая профессиональной компетентности педагога |
4. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | «Народная асвета» | №1, 2023 г. | Педагогический совет «Компетентность педагога – условие повышения результативности образовательного процесса» |
5. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | «Современное образование Витебщины» | №4 (42)/ 2023 | Управление как важнейший ресурс педагогического процесса в учреждении общего среднего образования |
6. | Смыковская Е.Э. | Учитель начальных классов | Сборник материалов круглого стола ГУДОВ «ВОИРО» «Реализация воспитательного потенциала учебных предметов в системе общего среднего образования» | 06.03. 2024 | Проектно-исследовательская деятельность как средство развития коммуникативной культуры обучающихся |
7. | Овчинникова О.С. | Учитель истории и обществоведения | Формирование гражданственности, патриотизма и гражданского самосознания обучающихся средствами учебных предметов «История» и «Обществоведение» | ||
2024/2025 уч.год | |||||
8. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник XXII областных Сретенских чтений | Февраль 2024 | Молодежь и религия: современные тенденции и перспективы |
9. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник ХI Туровских Епархиальных Чтений | Ноябрь 2024 | 80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений |
10. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник материалов областной научно-практической конференции с международным участием | Декабрь 2024 | |
11. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник материалов областного круглого стола | Декавбрь 2024 | Формирование функциональной грамотности учащихся средствами факультативных занятий по финансовой грамотности |
12. | Смыковская Е.Э. | Учитель начальных классов | Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов средствами предметов естественнонаучного цикла с использованием межпредметных связей | ||
13. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник материалов областного методического фестиваля «Инновационные процессы в образовании региона» | Декабрь 2024 | Реализация республиканского инновационного проекта в условиях учреждения общего среднего образования |
14. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «Русская литература в полилингвальном мире: вопросы аксиологии, поэтики и методики» на базе Российского государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, г. Москва, РФ | Март 2025 | «Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами литературы и других видов искусства» |
15. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Великая Отечественная война: историческая память и вызовы современности» на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (Филиал СГПИ в г. Ессентуки), РФ | Март 2025 | |
16. | Шушкевич И.Л. | Заместитель директора по учебной работе | Сборник материалов VIII научно-практической конференции «Сталинградская гвоздика» на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования«Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Институт русского языка и словесности, г. Волгоград, РФ | Апрель 2025 | |
17. | Овчинникова О.С. | Учитель истории и обществоведения | Сборник научно-практической конференции с международным участием «Современное образование в контексте формирования гражданской культуры личности обучающегося» | Май 2025 | Формирование гражданственности, патриотизма и гражданского самосознания обучающихся средствами музейной педагогики |
18. | Бондарева Т.В. | Специальный корреспондент “Настаўніцкай газеты” по Витебской области | Статья об опыте реализации республиканского инновационного проекта | 11 апреля 2025 года № 27 (8989) | «Настаўнікі – настаўнікам» |
Приложение 2





